Вера Сморчкова. Для безопасности мегарегиона

Гайдаровский форум

Рекомендуемая ссылка на статью:
Вера Сморчкова. Для безопасности мегарегиона // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №1 (93)
.
 Вера Сморчкова, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: vi.smorchkova@migsu.ranepa.ru
Аннотация: В статье автор рассматривает сложность и своеобразие проблем Арктики. Ее стратегическое значение для общей безопасности, повышенная уязвимость природной среды, наличие больших запасов природных ресурсов, уникальность проживающих этносов, оборонная, научная и экологическая значимость для стран этого региона и всей планеты диктуют необходимость согласованных действий всех заинтересованных государств. Автором подробно рассмотрен многочисленный опыт международного сотрудничества в Арктике и его значение на фоне современных тенденций к глобализации, ставящих небывало сложные проблемы перед международным сообществом.
Ключевые слова: Арктика, коренные народы, международное сотрудничество, международные программы, охрана арктических экосистем.

Австрийский полярный исследователь Карл Вайпрехт положил начало истории полярных станций в 1875 году. Он считал Арктику ключом к изучению тайн и механизма сил природы. Исследование огромного региона в XIX веке не имело продуманного плана ни в одной стране мира и носило случайный характер, полностью находясь в зависимости от инициативы дерзких одиночек и удачи в поиске источников финансирования. При таком подходе силы распылялись, деньги тратились впустую. Это были бессистемные результаты, дающие понятие о малом, но не ведущие к глубинному познанию Арктики. Вайпрехт пришел к мысли, что количественная работа в высоких широтах должна давать качественные результаты, для чего ее необходимо организовывать по-иному и сделать системной. Не отрицая организацию полярных исследователей, Карл Вайпрехт предложил абсолютно новый принцип изучения Арктики, имеющий практическую направленность и предусматривающий комплексные наблюдения с помощью сети станций, пользующихся едиными инструментами и в одно и то же время. Унификация, синхронность, сетевой охват территории и коллективное сотрудничество – все гениальное просто! Его идея была воплощена в рамках Первого международного полярного года. Так начиналось международное сотрудничество в Арктике!

Начало XXI века стало для Российского государства временем перехода к новому этапу развития, обусловленному, с одной стороны, позитивными изменениями в самой России, а с другой – глубинными процессами в мировой экономике и социальной сфере. Сложились реальные институциональные предпосылки для успешного завершения внутренних преобразований и выхода России на путь динамичного развития социального государства. Окрепли международные позиции нашей страны, расширился круг ее друзей и единомышленников в мире. Упрочилась ее репутация как надежного партнера, проводящего ответственный, самостоятельный и предсказуемый курс в международных делах. Экономические реформы в России отразились на открытости экономики и унификации подходов к проблемам безопасности народов. Процесс глобализации размывает четко очерченные межгосударственные границы, и поэтому Арктика все больше воспринимается как общий дом для населяющих ее людей, воплощаемый в единое арктическое пространство.

Сложность и своеобразие проблем Арктики, ее стратегическое значение для общей безопасности, повышенная уязвимость природной среды, наличие больших запасов природных ресурсов, уникальность проживающих этносов, оборонная, научная и экологическая значимость для стран этого региона и всей планеты диктуют необходимость согласованных действий заинтересованных государств и их активного международного сотрудничества.

Российская Арктика в настоящее время стала действительно регионом активного международного сотрудничества в области культуры, экономики, социальной сферы, экологии и транспорта. Проводятся ежегодные фестивали искусств, зарубежные компании инвестируют в арктические проекты (инвестиции в ЯМАЛ-СПГ: 60% – ОАО «НОВАТЭК», 20% – французская TOTAL, 20% – китайская CNPC), в Интернете созданы группы арктических специалистов по праву, по судовождению, появилось множество сайтов по арктической тематике, по арктической транспортной инфраструктуре.

Расширение межгосударственного сотрудничества на Севере влечет за собой фундаментальные структурные изменения в экономике и управлении (администрация Севморпути, сосредоточенность на разведке арктического шельфа и добыче на нем природных ресурсов и так далее).

В настоящее время активно развивается международное сотрудничество в Арктике в области гражданской авиации. Воздушное сообщение по кроссполярным трассам осуществляется на основе межправительственных соглашений о воздушном сообщении между Российской Федерацией и иностранными государствами, в частности, США. Технические вопросы, связанные с полетами по кроссполярным трассам, решаются на заседаниях Российско-Американской координационной группы. Активизация международного сотрудничества в области гражданской авиации нацелена на решение социальных проблем северян:

  • реконструкцию аэропортов и другой необходимой инфраструктуры во всех административных центрах республик, краев, областей и автономных округов Северного региона России;
  • совместную программу по развитию центров организации воздушного движения для обеспечения внутренних, международных, кроссполярных маршрутов, открытию новых воздушных трасс в этих районах для стабилизации и увеличения пассажирских и грузовых перевозок;
  • развитие системы авиационного обеспечения организации исследовательских работ с применением полярных станций для заинтересованных государств;
  • развитие систем авиационных грузовых терминалов для обработки и перевалки авиационных грузов.

19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) была учреждена межправительственная организация Арктический совет, в которую вошли восемь арктических государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. В основу сотрудничества было положено решение общих экологических проблем, но уже с годами международное сотрудничество переросло в более масштабные проекты.

Наряду с арктическими странами постоянными участниками Арктического совета стало шесть организаций коренных народов Арктики – Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Арктический совет атабасков и Международный совет гвичинов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Категория «постоянного участника» была создана для того, чтобы обеспечить активное участие и полные консультации прежде всего с представителями коренных народов Арктики.

Практика показала, что многие проблемы Арктики связаны с загрязнением окружающей среды в южных регионах, с миграцией трудовых ресурсов с Юга на Север.

И для расширения круга участников диалога по экологическим проблемам в учредительную Декларацию Арктического совета внесли статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные. Сегодня статус наблюдателя имеют Великобритания, Нидерланды, Польша, Германия, Китай, Испания, Индия, Южная Корея и Сингапур, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (SCPAR), программа ООН по окружающей среде (UNEP), Комиссия ООН по окружающей среде в Европе (UNECE), Северный совет (NC), Северный форум (NF), Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный арктический научный комитет (IASC), Международный Союз по охране здоровья в циркумполярном регионе (IUCH), Консультативный комитет по защите морей (ACOPS) и другие.

В 2014 году в рамках Арктического совета был создан Экономический совет, который объединил бизнесменов, работающих в Арктике.

Одним из условий гармоничного развития арктической зоны является соблюдение интересов коренных народов.

Процесс международного сотрудничества между коренными народами Севера начал активно развиваться на Первом саммите арктических лидеров, который состоялся 17–20 июня 1991 года в Хорсхольме. Организатором встречи была Циркумполярная конференция инуитов. Развитию международного сотрудничества способствовала и вторая встреча арктических лидеров в Норвегии, в городе Тромсе 25–27 января 1995 года, на которой гостей принимала третья по численности организация коренных народов Арктики – Совет Саамов. Третью встречу арктических лидеров принимала уже Российская Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Москве 14–16 сентября 1999 года.

Эти международные встречи показали, что с окончанием «холодной войны» и осуществлением многих мер доверия между Востоком и Западом коренные обитатели единого социального пространства Севера имеют желание поговорить об общих проблемах и найти общее решение, обсудить перспективы жизнедеятельности в условиях изменения климата и антропогенного загрязнения северных экосистем. Несмотря на культурное, историческое и политическое различие, коренные народы Севера обсуждают настоящие и будущие проблемы общего значения на многочисленных международных мероприятиях: это вопросы экологии и здоровья, использование живых и неживых ресурсов, причины порождения социальных проблем, сохранение традиционного уклада жизни, проблемы интеграции в рыночные условия хозяйствования

Для координации международного сотрудничества коренных народов Севера в 1994 году, по предложению Датского министра по окружающей среде Свенда Аукена, в Копенгагене был создан Секретариат коренных народов (IPS). Он получил статус постоянного участника программы, известной как «Стратегия защиты арктической среды» (AEPS), основными задачами которой являлись:

  • охрана арктических экосистем;
  • способствование охране, улучшению и восстановлению качества среды и устойчивому использованию природных ресурсов, включая их использование местным населением и коренными народами Арктики;
  • стремление к сохранению традиционных и культурных традиций, ценностей и уклада коренных народов;
  • информирование населения о состоянии арктической среды;
  • стремление к ликвидации загрязнений.

В рамках AEPS были организованы четыре рабочие группы: PAME – Protection of the Arctic Marine Environment (Охрана морской среды), AMAP – Arctic Monitoring and Assessment, EPPR – Emergency Protection, Prevention, Preparedness and Response (Чрезвычайные ситуации – защита, предупреждение, готовность и действия), CAFF – Conservation of the Arctic Flora and Fauna (Сохранение флоры и фауны Арктики). Первый доклад о состоянии окружающей среды в Арктике вышел в 1997 году. Примечательно, что рекомендации доклада включали традиционные знания. Регулярные сборы с целью обсуждения новых докладов и инициатив укрепляли международное пространство Севера. В дальнейшем задачи AEPS перешли в ведение Арктического совета, в состав которого на постоянной основе ввели в качестве наблюдателей общественные объединения коренных народов Севера с правом совещательного голоса.

Абсолютно для всех полярных стран остается актуальной проблема сохранения традиционных знаний, культуры, промыслов постоянно проживающих в высоких широтах коренных народов. Индикаторы социально-экономической напряженности (безработица, преступность, алкоголизм, заболевания, состояние межнациональных отношений, дифференциация по доходам различных групп населения) среди коренного населения различаются по северным странам, но обмен опытом между странами по подходам к решению социальных проблем показал, что основные принципы могут быть унифицированы.

Канадский опыт интеграции аборигенов Севера в рыночные отношения успешно адаптирован к условиям Ямало-Ненецкого автономного округа. Создание корпораций экономического развития из общин коренных народов Севера в Тюменской области признано успешным.

Коренные народы Севера живут во всех странах Арктического совета[1]. За исключением Исландии, лишь в редких случаях коренные народы составляют большинство населения. Это наблюдается в Гренландии и новых самоуправляемых районах Канады. В скандинавских странах, России и на Аляске коренные народы находятся в меньшинстве, но это не мешает им развивать международные связи между этническими общественными организациями, налаживать постоянный обмен знаниями и опытом.

В Российской Федерации проживает 40 коренных народов Севера[2]. К ним отнесены следующие национальности: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры. Эти народы выделены в особую группу, называемую коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, и имеют численность менее 50 тыс. человек.

Коренные народы Аляски – инуиты, алеуты, атабаски (35 тыс. атабасков проживают в основном в субарктических хвойных лесах в глубинных районах Аляски и на северо-западе Канады), гвичины (проживают в районах, сопредельных с госграницей между Канадой и Аляской США) и айяки (eyak).

В странах Скандинавии – Финляндии, Норвегии и Швеции коренными северными народами являются саамы, которые родственны саамам Кольского полуострова России. Вместе они часто принимают участие в заседаниях Саамского парламента скандинавских стран.

По официальной датской терминологии коренным населением Гренландии являются гренландцы, которые фактически являются тремя группами инуитов (эскимосов): западные гренландцы (китаамиуты – kitaamiut), восточные гренландцы (тунумиуты – tunumiut) и полярные эскимосы (инугуиты – inughuit).

Согласно конституции Канады, инуиты, метисы, дене и 14 первых Наций Юкона являются коренными народами арктической Канады.

После организации в Арктическом совете в 1998 году рабочей группы по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group – SDWG) получили широкое развитие проекты социального направления: «Дети и молодежь Арктики», «Туризм и изучение образа жизни». Традиционные знания коренных народов все более учитываются в процессе обживания Арктики и при разработке новых рекомендаций промышленным компаниям.

Представителям коренных народов Севера нравится работать в разных отраслях современной экономики, получая стабильно зарплату, но одновременно с этим они продолжают использовать огромные площади земли и морей для охоты, рыбной ловли, оленеводства и собирательства. Степень и интенсивность такого использования земель хорошо документирована, у многих народов есть законные и обеспечиваемые права на земли, которыми они пользуются. Но взаимосвязь арктических экосистем делает необходимой многостороннюю кооперацию в деле охраны окружающей среды для коренных народов и стран Арктического совета.

Необходимость международного сотрудничества особенно очевидна в вопросах, связанных с пищевой безопасностью аборигенов Севера. Известно, что коренное население употребляет в пищу мясо оленины, многие виды рыб, инуиты и чукчи употребляют в пищу морских животных, атабаски и гвичины – диких карибу и лосося. Наличие стойких органических загрязнителей, тяжелых металлов и радиоактивных нуклидов в традиционных продуктах питания является не только проблемой  качества жизни и здравоохранения этносов. По традиции процесс охоты и рыбной ловли завершается совместной трапезой и разделением на всех участников пойманного зверя или выловленной рыбы. Помимо всего, это еще и ритуал, освященный временем и объединяющий людей с их предками и друг с другом. Сила этой связи держит этих людей вместе и дает им духовную силу и физическую энергию для выживания в суровых условиях Севера. Осознание того, что пища, которая много поколений кормила их и придавала физические и моральные силы, теперь их отравляет, глубоко волнует людей и угрожает их культурным традициям.

Осознав степень трансграничного загрязнения Арктики, многие организации коренных народов стали участниками международных программ, в частности, программы Арктического совета по арктическому мониторингу. Коренные народы сотрудничают с учеными из разных стран, участвуют в принятии важных решений и выводов, поэтому их рекомендации серьезно рассматриваются на заседаниях Арктического совета. Такая конструктивная модель работы с организациями коренных народов используется и при реализации других социальных, экономических и экологических программ. Таким образом, коренное население Севера наращивает усилия по выработке международных механизмов для решения их проблем, представляющих угрозу здоровья людей Арктики и всего мира.

В 2007 году группа Международных экспертов получила Нобелевскую премию в области изменения климата. В итоговом отчете Программы «Оценка воздействия на климат Арктики» (ACIA) сказано, что происходит антропогенное глобальное изменение климата, которое будет усиливаться в будущем и повлечет за собой драматические последствия. Глобальное изменение климата заметно прежде всего в Арктике, поэтому очень часто этот регион называют экологическим барометром Земли.

«Необходимо разрабатывать планы на долгосрочную перспективу и прогнозировать возможные изменения. Так, крайне негативно влияют на состояние арктической зоны экологические факторы: перемена климата и загрязнение окружающей среды», считает старший директор направления по защите глобальной окружающей среды и природным ресурсам Всемирного банка Паула Кабальеро, выступавшая на арктической панельной дискуссии в рамках Гайдаровского форума – 2015.

Компьютерные модели, созданные в Канаде, Великобритании, США и Западной Европе предсказывают более быстрые изменения климата в Арктике по сравнению с другими регионами Земли. Глобальное изменение климата вызовет социальные и экономические изменения на громадном пространстве Севера в XXI веке и в дальнейшей перспективе. Одним из группы международных экспертов, участвовавших в панельной дискуссии по арктическому партнерству, был профессор Терри Каллаган. После завершения дискуссии он и его коллеги – Президент международного союза оленеводов А. Оскал и Президент Университета Арктики Л. Куллеруд, продолжили обсуждение по вопросу подготовки кадров для Арктики на кафедре труда и социальной политики Института государственной службы и управления. В беседе участвовали и другие гости Гайдаровского форума – 2015: председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зленко; ректор Северного (Арктического) федерального университета, профессор Е.В. Кудряшова; доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук Н.К. Харлампьева; заместитель директора Надымского научного центра, доктор медицинских наук А.А. Лобанов и другие гости из северных регионов, а также студенты-северяне, которые приехали на защиту своих магистерских диссертаций.

Масштабы изменения климата требуют срочных согласованных действий всех стран с применением внутренних и международных законов. У нас есть инструменты: Монреальский Протокол, Рамочная Конвенция по изменению климата ООН, Конвенция по биоразнообразию, Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях. Арктические государства содействуют коренным народам Севера в представлении их взглядов, перспектив и рекомендаций международным организациям, уполномоченным противостоять воздействию и последствиям глобальных изменений климата.

В рамках международного сотрудничества идет постоянный поиск путей восстановления окружающей среды Севера, путей постепенной интеграции коренных народов в современные виды деятельности рыночной экономики. При участии Канады для коренных народов Севера был создан информационный центр, в котором проходили обучение основам рыночной экономики лидеры общин. Благодаря работе Центра была создана сеть региональных отделений Ассоциации народов Севера, которая позволила общаться в режиме онлайн.

В обновленной Концепции внешней политики России, в качестве главной задачи на европейском направлении, определено «создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества». В решении этой задачи естественным партнером России является Европейский союз – крупнейшее политическое, экономическое и военное объединение в Европе и мире. Важным дополнительным резервом расширения этого взаимодействия в экономической области является использование возможностей субрегиональной интеграционной инициативы (Совет Баренцева / Евроарктического региона, Северный форум).

По инициативе Норвегии совместное многостороннее сотрудничество на Севере было оформлено договором от 11 января 1993 года в результате создания Совета Баренцева / Евроарктического региона и принятия Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Швецией и Россией, а также представителем Комиссии Европейского союза, Киркенесской декларации.

Цель работы Совета Баренцева / Евроарктического региона – содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, охраны окружающей среды, защиты и развитии инфраструктуры, образования и культурного обмена, туризма, а также помощь в реализации проектов, направленных на улучшение социально-экономического положения коренных народов Севера.

Сотрудничество строится на двух уровнях – центральном и региональном. В основе деятельности на центральном уровне лежит Декларация, которая была подписана Северными странами, Российской Федерацией и Комиссией Европейского союза. Деятельность на региональном уровне основана на соответствующем протоколе о намерениях, подписанном соответствующими территориально-административными единицами, которые находятся в регионе, и представителями коренных народов. Сотрудничество направлено главным образом на поддержку перестроечных процессов в российской части региона Баренцева моря. Речь идет, в частности, об общественных организациях, рыночной экономике и мерах в области охраны окружающей среды. В последнее время в деятельности Совета Баренцева / Евроарктического региона появились новые направления деятельности – сотрудничество в сфере энергетики, здравоохранения, в сфере образования, а также контакты между парламентариями на региональном уровне. Кроме того, в этом регионе проходит сухопутная граница между Европейским союзом и Россией. Для региона характерны холодный климат, редкое заселение и большие расстояния. Совет Баренцева / Евроарктического региона – это более 1,1 млн кв. километров с населением 4,4 млн человек. Большая часть лежит за полярным кругом.

С географической точки зрения данное сотрудничество охватывает территорию, которая в два раза превышает территорию Франции. Оно включает Пурадланд, Тромсе и Финнмарк в Норвегии, лен Норрботтен в Швеции, губернию Лапландию в Финляндии, а также Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ, а также Республику Карелию в России. Российские участники представляют самую большую территорию (более 904 тыс. кв. километров) с населением 3,7 млн человек, богатую нефтью, газом, лесом, рыбой, минеральными полезными ископаемыми.

Межрегиональная кооперация остается современным форматом для равноправного сотрудничества государств в Арктике в области образования, межмуниципального сотрудничества, даже в условиях санкций.

В частности, наряду с природоохранной составляющей, усиливается внимание к экономическому сектору, в том числе к развитию транспортной и приграничной инфраструктуры, к совершенствованию таможенных служб, к расширению энергетического сотрудничества.

Совершенно очевидно, что Север в будущем станет главным объектом пополнения запасов нефти и газа для многих государств. В настоящее время более 20% нефтедобычи США приходится на месторождение Прадхо-Бей на северном побережье Аляски, в Канаде 49 месторождений нефти и газа в дельте Макензи и 15 на Арктических островах, ряд нефтегазовых месторождений открыт в российских арктических морях [Нассичук, 1994. С. 38].

В этой связи интересен обмен знаниями и опытом освоения. Показателен пример Норвегии, которая занимает первое место в мире по доходу на душу населения. Во время стажировки в Норвегии наши студенты-северяне прослушали лекцию замминистра в Министерстве финансов о Центральном банке Норвегии, который контролирует Нефтяной фонд, созданный для обеспечения достойной жизни будущих поколений. Финансовые потоки, поступающие от добычи и переработки нефти северных морей, образуют доход, который используется для решения проблем занятости, развития рынка труда, часть его направляется на обеспечение бесплатных для населения Норвегии лечения и образования. Лишь 4% доходов от нефти идут в бюджет, а 96% вкладывается в различные ценные бумаги по всему миру.

Значительный вклад в укрепление арктического пространства вносит деятельность международной организации Северного форума, которая представляет собой форум губернаторов северных регионов. Задача организации – улучшать качество жизни народов Севера путем предоставления региональным лидерам Севера возможности и средств для обмена знаниями и опытом решения общих проблем, а также поддерживать их совместные социально-экономические инициативы.

Формально Северный форум был учрежден в ноябре 1991 года, но его история берет свое начало в середине 1970-х годов. Участники Первой Международной конференции по окружающей среде в декабре 1974 года пришли к согласию, что в интересах всех народов, живущих в северных регионах, необходимо многостороннее сотрудничество.

В 1994 году Северный форум был официально признан Организацией Объединенных Наций (ООН) в качестве неправительственной организации. Этот особый статус позволяет Форуму, а, следовательно, и его региональным представителям, принимать участие в определенных акциях ООН.

Важен и статус постоянного наблюдателя, которым он обладает в Арктическом совете.

Форум развивает свои отношения с Международной ассоциацией мэров северных городов и Международной северной группой зимних городов. На региональном уровне поддерживаются отношения с Советом Баренцева / Евроарктического региона и Северным советом. Упрочение подобных связей помогает в решении вопросов экологии, экономики, стабильности политических режимов и развитию разнообразных культур Севера. Развиваются также связи с различными научными и культурными организациями, такими, как Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный арктический научный комитет, Институт Севера и Международный симпозиум по развитию холодных районов. Кроме того, Форум ищет пути сотрудничества с такими организациями коренных народов Севера, как Циркумполярная конференция инуитов, Совет саамов и Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Внутри Северного форума члены-регионы ведут совместную работу в целях улучшения условий жизнедеятельности северян. В рамках регулярных встреч, приоритетных проектов и обмена информацией члены организации сотрудничают по четырем направлениям: окружающая среда, устойчивое экономическое развитие, общество и культура, правительство и политика.

Главный аспект работы Северного форума отражает коммуникативную цель любого форума: в течение года группа выступает в роли организатора международных встреч. В дополнение к заседаниям Совета губернаторов Северного форума и генеральным ассамблеям, Форум проводит краткие внутренние рабочие совещания. По инициативе членов, Секретариата и ассоциированных секретариатов он помогает также координировать международные встречи других организаций, правительственных агентств и групп.

Не являясь ни торговой, ни коммерческой организацией, Северный форум, тем не менее, помогает своим членам развивать торговые и деловые связи, способствуя улучшению взаимоотношений общественного, частного и некоммерческого секторов. Таким образом, он способствует росту международной деловой активности.

Развитие арктических районов России и обеспечение безопасности региона в целом являются сегодня одной из наиболее актуальных международных проблем современности. Реализация крупных международных проектов на Севере и совместное хозяйствование способствуют укреплению общей безопасности в этом регионе.

В мае 2011 года министрами иностранных дел было подписано соглашение о создании единой международной системы спасательных центров в Арктике. Автор прогнозировал такое развитие и защитил свою концепцию системы управления развития Арктики, в которой, кроме того, есть общий бюджет Арктического совета на научные исследования и единый секретариат Совета, что в настоящее время также реализуется [Сморчкова, 2003. С. 197–198; Веселов, Чуприян, 2011. С. 48–51].

МЧС России во исполнение решения Совета безопасности Российской Федерации создает систему из 10 комплексных аварийно-спасательных центров. Ежегодно проводятся международные учения в Арктике по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций, что способствует отработке согласованных действий всех зарубежных служб спасания в экстремальных климатических условиях.

Значение международного сотрудничества в Арктике особенно значимо на фоне современных тенденций к глобализации, ставящих небывало сложные проблемы перед международным сообществом.

В условиях глобализации проблемы международной торговли, финансов и информационной сферы непосредственно затрагивают интересы населения каждого государства.

В настоящее время идет бурный этап процесса интернационализации хозяйственной жизни в Арктике, «ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах, с максимальным использованием научно-технических достижений и свободно-рыночных механизмов и игнорированием сложившихся национальных образований, культурно-цивилизованных и природно-экологических императивов» [Коллонтай, 2002]. Этому способствует научно-технический прогресс, привнесший в нашу жизнь новые информационные технологии и средства транспорта, инновационные экологически безопасные способы добычи природных ресурсов, революционизирующие производство и расширяющие масштаб сотрудничества. Идет глубочайшая трансформация всех сторон современной жизни в Арктике.

Это проявляется во все более глубокой интеграции рынков капиталов, рабочей силы, услуг. Увеличивается роль информационно-коммуникационных технологий как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание и культуру населения Севера.

Россия стремится к тому, чтобы ее интеграция в систему северных международных связей проходила в условиях, отвечающих национальным интересам страны, и способствовала внутреннему динамичному экономическому и социальному развитию.

Для придания глобализации в северных регионах социально-ответственного характера, для обеспечения доступа к ее преимуществам, ряд международных организаций по сотрудничеству на Севере и в Арктике выработали соответствующие принципы. Так, в 1992 году ООН приняла Концепцию устойчивого развития. Действуя на ее основе, а также с учетом решений ряда крупных международных форумов, посвященных данной тематике, Арктический совет принял решение о разработке Регионального плана действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения. Сотрудничество в таком формате помогает объединить усилия северных стран по обеспечению безопасности в этом регионе, проводить единый арктический мониторинг и практические мероприятия по сохранению хрупкой флоры и фауны Севера. Постоянные участники – организации коренных народов Севера – проводят всеобъемлющие консультации национальных правительств восьми арктических государств.

Благодаря существованию эффективного международного сотрудничества, при поддержке перечисленных «северных» организаций, специалистами по управлению ведется активный диалог между различными странами циркумполярного региона, к рассмотрению ученых и политиков предлагаются различные варианты по управлению и сохранению уникального региона планеты.

Сегодня мы в Арктике подошли к рубежу, когда стало очевидным, что нужны общие региональные нормы поведения, общий нравственный закон взаимоотношений человека и окружающей среды.

Принципиально важной задачей является укрепление взаимного доверия и стабильности в отношениях между всеми арктическими государствами. Только в таких условиях можно объединить свои усилия для решения фундаментальных научных проблем, поставить весь этот процесс под эффективный международный контроль.

15 января 2015 года на Гайдаровском форуме «Россия и мир: новый вектор», в рамках панельной дискуссии по вопросу партнерства в Арктике, ясно прозвучала мысль о необходимости объединения усилий всех стран в Арктике. Экс-губернатор Аляски У. Хикл утверждал о кооперации в Арктике до последних дней своей жизни [Хикл, 2004]. Практика односторонних действий может расколоть этот мегарегион, лишить его безопасности. Несмотря на замедление бизнес-партнерства в Арктике, приостановку ряда проектов, международное сотрудничество продолжается.

Сегодня страны отстаивают свои права на арктический шельф, и их интересы начинают пересекаться. А по программе Первого международного полярного года планировалась организация голландской станции на острове Диксон и датской – на мысе Челюскин.

Многовековой опыт освоения Арктики говорит о том, что Россия ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе быть пассивной в этом регионе. Напротив, национальные интересы постоянно заставляли ее играть активную роль. Кооперация в Арктике тем более актуальна сегодня, когда наша страна оказалась в условиях санкций. Россия вносит существенный вклад в образование и подготовку кадров для региона. Наши зарубежные гости высказали большую заинтересованность сотрудничать по образовательным проектам, что доказывает отсутствие границ для сотрудничества в Арктике.

 

Литература

Веселов И.А., Чуприян А.П. О мерах МЧС России по обеспечению реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике и созданию системы специализированных аварийно-спасательных центров // Арктика: экология и экономика. 2011. № 1.

Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. 2002. № 1.

Нассичук В.В. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы Канадской Арктики // Минерагения Арктики. СПб. 1994.

Сморчкова В.И. Арктика – регион мира и глобального сотрудничества. М.: РАГС. 2003. 240 с.

Хикл У. Модель Аляски – возможности для России? М.: ПРОГРЕСС. 2004.

Elger K., Opel T., Topp-Jorgensen E., Rasch M. INTERACT. Station catalogue // Danish Centre for Environment and Energy, Aarhus University, Denmark. 2012. 192 p.

Smorchkova V., Titovskiy A. International cooperation among northern regions as a factor in improving the level and quality of life // Sustainable Development in the circumpolar North. 2015.


 

[1] Канада, Дания (Гренландия), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США (Аляска)

[2] Перечень  утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *