Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать востребованность и эффективность государственных программ развития сельского хозяйства, основанная на статистических данных, социологических опросах, проведенных Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в муниципальных районах. Отражено соотношение федеральной и республиканской поддержки развития семейных ферм. Представлены прогнозные оценки экспертов о перспективах фермерства, выраженные главами сельских поселений муниципальных районов Татарстана. Обозначен тренд, сдерживающий плановое устойчивое развитие сельских территорий – отсутствие желания населения заниматься сельским хозяйством. Наиболее значимая форма помощи, по признанию глав сельских поселений, необходимая населению, чтобы заинтересовать его в ведении сельхозпроизводства в частном подворье, уже оказывается государством: это субсидии. Однако социальная действительность крестьянско-фермерских хозяйств свидетельствует о недостаточно приемлемых условиях субсидирования, необходимости в нормальном сбыте продукции, подразумевающем цены, позволяющие частному сельхозпроизводителю чувствовать себя активным, достойным участником трудовых отношений.
Ключевые слова: государственная поддержка, семейная ферма, достижение устойчивости, продовольственная безопасность, муниципальный район, сельское население.
Концепция достижения устойчивости сельского хозяйства в Российской Федерации, сформулированная в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы[1], федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»[2], Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации[3], принимает на себя все новые вызовы социальной реальности, такие как: с августа 2012 года адаптация аграрного сообщества к нормам осуществления сельскохозяйственной деятельности, соответствующим Всемирной торговой организации, рефлексия на введение эмбарго[4] в августе 2014 года и другие.
Государства разных стран вынуждены направить специальные усилия на укрепление института фермерства. Объемы государственной поддержки у сторон, стоящих по разные стороны эмбарго, отличаются. Европейская комиссия ввела чрезвычайные меры для поддержки местных производителей скоропортящихся фруктов и овощей, выделив на поддержку фермеров 125 млн евро. Плановое финансирование государственной программы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года в существующей редакции предполагает 170 млрд руб. Введение российских ответных мер на санкции в 2014 году потребовало выделения фермерам дополнительно несколько десятков млрд руб., около сотни млрд потребуются в последующие годы. На август 2014 года стоимость обозначенной выше программы составляет 1,5 трлн руб. План импортозамещения, разрабатываемый чиновниками, предполагает, по оценке заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, ежегодные затраты от 40 до 50 млрд руб., а по подсчетам Минсельхоза России, не меньше 60 млрд[5]. Прогнозы процветания российского фермерского сектора в сложившихся условиях можно считать преждевременными и необоснованными ввиду нестабильного состояния данной отрасли сельского хозяйства. Далее рассмотрим конкретные причины, сдерживающие развитие, и, следовательно, эффективность государственных программ в данном секторе.
В анализе продовольственной безопасности России, выполненном специалистами Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [Узун, С. 43–51. 2006; Шагайда, 2003], среди угроз продовольственной безопасности подчеркивается проблема «вымывания малых форм хозяйствования и чрезмерной концентрации сельхозпроизводства. Численность малых форм хозяйствования падает, не обеспечиваются равные условия государственной поддержки сельхозпроизводителей, наблюдается концентрация производства в рамках отдельных предприятий и холдингов»[6].
Возможности и траектории развития фермерского сектора в контексте введения ограничений ввоза на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных в государствах, активизировавших экономические санкции в отношении юридических и физических лиц, представляют собой социальную проблему как глобального, так и локального масштаба. В данной статье автор сосредоточил исследовательский интерес на интеграции федеральных государственных программ «Развитие семейных животноводческих ферм», «Поддержка начинающих фермеров» и республиканской программы «Семейные фермы» в социальную реальность. По состоянию на сентябрь 2014 года, лидером в реализации программ поддержки начинающих фермеров и семейных ферм является Ростовская область, располагающаяся на территории с благоприятными природно-климатическими условиями земледелия.
В качестве кейса исследования представлена Республика Татарстан, являющаяся, по оценке заведующего кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации А.Г. Аганбегяна, одним из самых передовых регионов страны по эффективности[7]. Итоги оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год демонстрируют лидирующее положение данной республики, обусловленное как высоким уровнем, так и динамикой социально-экономического развития[8]. По данным службы статистики[9], Республика Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе по производству скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий (409,3 тыс. тонн) и по валовому сбору сахарной свеклы, а также второе место по показателям производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных и по урожайности зерновых и зернобобовых культур. Несмотря на относительно благополучное, в сравнении со многими регионами Российской Федерации, положение фермерского сектора в Республике Татарстан испытывает ряд серьезных барьеров.
Выполнение обязательств, взятых Республикой Татарстан по реализации подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», имеет противоречивый результат. С одной стороны, Республика Татарстан вошла в список 37 регионов Российской Федерации, сумевших не только достичь запланированных показателей по производству скота и птицы на убой в живом весе, но и перевыполнив их на 8,5% или на 37,2 тыс. тонн[10]. В то же время, по итогам 2013 года, 51 регион Российской Федерации постигло снижение производства молока, с максимальным уроном из всех регионов это произошло в Республике Татарстан – на 161,4 тыс. тонн или на 8,6%.
В республике сельскохозяйственное производство сосредоточено: 45,4% – в сельскохозяйственных организациях, 48,7% – в хозяйствах населения, 5,9% – в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей. Развитие фермерского хозяйства на микро- и мезоуровне осуществляется при поддержке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Первостепенная роль государственных органов сводится к формированию экономической, социальной и логистической инфраструктур для обеспечения доступа фермерских хозяйств к ресурсам. Программа развития семейных ферм на август 2014 года смогла достичь показателей в 458 единиц технологичных семейных ферм, 1001 единицы семейных ферм, на этапе строительства находятся еще 182 семейные фермы.
Таблица 1. Соотношение субсидий, направленных в 2013 году на развитие фермерского сектора в Республике Татарстан.
На поддержку начинающих фермеров Республики Татарстан | На развитие семейных животноводческих ферм | |
Из федерального бюджета | 36,26 млн руб. | 42,45 млн руб. |
Из бюджета республики | 48,06 млн руб. | 82,40 млн руб. |
По результатам подведения итогов конкурсного отбора заявок для предоставления грантов по программе «Развитие семейных животноводческих ферм в Республике Татарстан на 2012–2014 годы» из 56 поданных в 2012 году конкурсных заявок было поддержано 48; в 2013 году – 62 хозяйства начинающих фермеров (по соглашению необходимо было оказать поддержку 57 начинающим фермерам), индикатор результативности – 108,8%, на развитие семейных животноводческих ферм – 72 хозяйства (по соглашению необходимо было оказать поддержку 13 хозяйствам), индикатор результативности – 553,8%. Республика Татарстан в полной мере реализовала плановые мероприятия по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в 2013 году[11]. В 2014 году грантовую поддержку планируется оказать 58 хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы, и 9 хозяйствам начинающих фермеров.
По сведениям председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана К.М. Байтемирова, до мелких сельхозпроизводителей и фермеров доходит лишь 8% средств, выделенных в качестве господдержки, в то время как фермеры производят более 50% сельхозпродукции. Значительная часть средств остается у крупных агрохолдингов.
Анализ обращений субъектов предпринимательской деятельности в адрес Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей за 2013 год, выявил, что 10,5% обращений в сфере сельского хозяйства связаны «с нарушениями сроков доведения субсидий до малых форм хозяйствования, со сложностью процедур выдела земельного участка в счет земельной доли и нехваткой земель для сельскохозяйственной деятельности»[12].
За 2010–2013 годы зафиксировано снижение официально зарегистрированных фермерских хозяйств с 19 245 единиц до менее 5 000, из которых только половина имеют земельные участки, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
Обратимся к данным экспертного опроса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан за 2013 год[13], целью которого являлся поиск возможностей дальнейшего повышения деловой активности сельского населения по производству и реализации продукции в личных подсобных хозяйствах граждан.
Интеграция государственной программы развития семейных ферм имеет локальные особенности, обусловленные ресурсным потенциалом муниципального района. Активность социально-демографических, профессиональных ресурсов определяет эффективность реализации госпрограммы. Рассмотрим на примере муниципальных районов Республики Татарстан альтернативы воплощению основных идей достижения устойчивости сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
В сельхозорганизациях муниципальных районов (выбранных для анализа) занято 15% населения трудоспособного возраста. Создание рабочих мест в сфере сельского хозяйства силами самих жителей происходит в рамках семейных ферм. По данным глав поселений, на территории Пестречинского, Кукморского, Дрожжановского и Высокогорского муниципальных районов на 2013 год действовало 65 высокотехнологичных семейных ферм. Целерациональность производства сельскохозяйственной продукции сельским населением представлена структурой из трех мотивов:
- для самообеспечения продовольствием – 54%;
- для увеличения дохода семьи;
- как дополнительный источник денежных средств.
Развитие сельского хозяйства в районах на микроуровне в форме личных подворий и семейных хозяйств определяется наличием у семьи земельных участков.
Траектории сбыта сельскохозяйственной продукции сконцентрированы на ближайших социальных сетях сельских жителей. Наиболее надежным, более прибыльным становится продажа молока, мяса и так далее, соседям, своим клиентам – 20%. Меньшая часть производителей сельхозпродукции реализует ее на рынке – всего 13%. Сдает свой товар скупщикам (по цене ниже рыночной) – 13%. Небольшая доля сельчан сбывает свою продукцию через сельскохозяйственные кооперативы. На рынках района отведены специализированные места для реализации сельхозпродукции, произведенной в личных хозяйствах поселений.
Устойчивые практики индивидуальной реализации продуктов питания, выращенных в своем подсобном хозяйстве, позволяют прогнозировать невостребованность нового Агропромышленного парка в городе Казани, несмотря на развитую инфраструктуру данного института. Логистические, санитарно-ветеринарные, юридические, консультационные возможности парка подразумевают дополнительные расходы для производителей сельхозпродукции: стоимость аренды павильона колеблется от 12 тыс. руб. и выше, доход от предпринимательской деятельности будет облагаться налогами.
Причины, сдерживающие развитие частных подворий населения, сводятся к разным сферам:
- отсутствие у населения желания вести частное подворье;
- неорганизованность сбыта излишков продукции на месте, что технически может быть решено административными силами;
- отсутствие асфальтощебеночных дорог.
Проективная ситуация, когда будут созданы соответствующие для благополучного развития сельского хозяйства условия, отразила надежды глав сельских поселений на то, что продуктивность сельского хозяйства вырастет в 1,5–2 раза.
Сумма гранта по республиканской программе с федеральным соучастием «Поддержка начинающих фермеров» составляет до 1,5 млн руб., по программе «Развитие семейных животноводческих ферм» – до 5 млн руб., также действует трехэтапная конкурсная программа «Лизинг-грант».
Кредитование позволяет реализовывать сельскохозяйственные проекты, как на микро-, так и на макроуровне. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан[14], в 2012 году в Дрожжановском районе был получен 691 кредит, что составило 130% к показателю предыдущего года. После засухи 2010 года на каждую корову было выделено по 7 тыс. руб. на закупку кормов. Благодаря этому удалось сохранить поголовье скота у населения. В 2012 году на период большого летнего молока также выделили субсидии из расчета 680 руб. на 1 голову, всего на 1 млрд руб., включая и личные подворья на сумму 320 млн руб. Стоит отметить, что в 2012 году Дрожжановский район возглавлял рейтинг муниципальных районов Республики Татарстан по показателю увеличения количества скота.
Исходные стартовые человеческие и инфраструктурные ресурсы позволяют муниципальным районам интегрировать инновационный сценарий социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Фермеры, как социальный класс, пользуются уважением и престижем у односельчан, поскольку развитие их хозяйства способствует улучшению дорожной инфраструктуры села. Несмотря на высокий статус фермера в районе, мотивация к работе в сельском хозяйстве у молодежи связана только с личным тяготением сельчан к данному виду занятости, выражаемом ими как жизненное призвание, а не с возможностью стабилизировать свое экономическое положение.
Человеческие, технические, земельные, финансовые и другие ресурсы сельского района определяют возможности развития сельского хозяйства.
Структура причин, по которым происходит сокращение поголовья коров, содержащихся в частных подворьях, выстраивается в следующую иерархию:
- дороговизна кормов;
- низкие закупочные цены на молоко;
- нежелание населения держать корову;
- постоянная привязанность, работа без выходных и отпусков;
- изменение психологии деревенской жизни.
Наиболее значимая форма помощи, необходимая населению, чтобы заинтересовать его в ведении сельхозпроизводства в частном подворье, уже оказывается государством: это субсидии. Социальная действительность крестьянско-фермерских хозяйств свидетельствует о недостаточно приемлемых условиях субсидирования. Руководители поселений указывают на то, что они нуждаются в нормальном сбыте продукции, что подразумевает цены, позволяющие частному сельхозпроизводителю чувствовать себя достойным участником трудовых отношений. Продажа, выделение кормов и зернофуража остаются востребованными условиями функционирования малого сектора агробизнеса.
Семейные фермы способствуют внедрению инициативных практик сельчан, нацеленных на развитие села. Главы крестьянско-фермерских хозяйств выполняют как волонтерские, так и директивные действия, улучшающие социальную среду района. Однако не в каждом сельском поселении есть активные крепкие хозяйства.
Главная причина торможения развития частных подворий населения – человеческий фактор. Население не хочет заниматься сельскохозяйственной деятельностью, посвящать себя физическому труду, несмотря на то, что зарплата специалистов сельского хозяйства сопоставима с зарплатой во многих других отраслях, предоставляющих рабочие места на селе. Дефицит кадров агродела обеспечивает занятость работникам сельского хозяйства, но даже гарантированное рабочее место не привлекает современного сельчанина к работе на ферме. Пропаганда фермерской занятости происходит директивно и централизованно. Наличие личного подворья у населения скоро станет не нормой сельской жизни, а отклонением от нее. Во многом этому способствует близость городского социума и привлекательность урбанистского образа жизни.
В настоящее время наметилась линия государства на приближение механизма поддержки фермерства, гораздо более близкая к той, которую реализовал П.А. Столыпин. Лейтмотив, определяемый нами как естественное расширение пространства крестьянской самодеятельности, который сохранился в микроэкономике и практиках семейного хозяйства, расширяется до значительных масштабов. При этом опора на свой потенциал, то есть и главы семьи, и ее членов, является основным ресурсом развития. Однако, казалось бы, сугубо индивидуальное и частное начинание приобретает общественный смысл и значение, поскольку семья производит намного больше, чем ей необходимо для собственного потребления, и излишки поступают на рынок. В российских условиях, как известно, они составляют более половины всего валового продукта агропромышленного комплекса. Хотя в данном случае реализуется модель, которую никто, кроме самой жизни не создавал и «не внедрял», эффективность ее не может не интересовать государство.
Фермерский сектор, даже в условиях непоследовательной политики государства в отношении его «аграрно-коллективистских» ориентаций субъектов, от которых зависели решения к нему, показал себя и в российских условиях вполне эффективным институтом. Фермерство в России уже заявило о себе как перспективный ресурс решения актуальной задачи – обеспечение продовольственной безопасности страны. Оно вышло на новый уровень, в чем-то приблизилось к международным стандартам, фермерству Запада.
Успешная реализация государственной программы развития семейных ферм возможна не только благодаря предоставлению льготных кредитов, грантов, совершенствованию технологий, обновлению техники, но и формированию установки населения на глубокую значимость сельскохозяйственного производства.
Литература
Йоас Х. Креативность действия / Перевод с нем. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.
Узун В.Я. Концепция проекта Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно-продовольственных рынков в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Таглимат, 2006.
Шагайда Н.И. Механизмы устойчивого сельского развития. Ч.1. Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения. Методическое пособие. М.: Росагрофонд, 2003. 330 с.
[1] См.: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm
[2] См.: http://www.mcx.ru/documents/document/show/26308.htm
[3] См.: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19.htm
[4] Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
[5] См.: http://rbctv.rbc.ru/archive/main_news/text/562949992198882.shtml
[6] См.: http://economics.volganet.ru/export/sites/economics/news/efficiency/Efficiency2/DOWNLOADS/Doklad_ob_otzenke_effektivnosti_subektov_RF_po_itogam_2013.pdf
[7] См.: http://strategyjournal.ru/ru/tatarstan-upravlyaya-budushchim
[8] См.: http://economics.volganet.ru/export/sites/economics/news/efficiency/Efficiency2/DOWNLOADS/Doklad_ob_otzenke_effektivnosti_subektov_RF_po_itogam_2013.pdf
[9] См.: http://www.mcx.ru/news/news/show_print/19936.78.htm
[10] См.: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/25556.342.htm
[11] См.: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/29412.363.htm
[12] См.: http://ombudsmanbiz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_228974.pdf
[13] Результаты опроса для последующего анализа предоставлены Н.М. Якушкиным – экс-зам. министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по экономике и аграрным преобразованиям. Данные обработаны и проанализированы автором статьи.
[14] Взято из текста выступления заместителя премьер-министра Республики Татарстан, министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М.Г. Ахметова по вопросам развития малых форм хозяйствования, повышения деловой активности сельского населения, 28 ноября 2012 года, Высокогорский район, село Ямашурма.