Надежда Пастухова. Суверенитет в парадигме современности

Мнение эксперта

Рекомендуемая ссылка на статью:
Надежда Пастухова. Суверенитет в парадигме современности // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №6 (92)
.
Надежда Пастухова, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., дом 9). E-mail: nbpastuhova@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются политические и правовые аспекты понятия «государственный суверенитет» в контексте современной политической ситуации. Представлены основные факторы, обеспечивающие суверенитет и государственную целостность Российской Федерации в ходе интеграционных процессов в условиях глобализации.
Ключевые слова: суверенитет, Совет безопасности Российской Федерации, государство, интеграция

Политические и общественные деятели, ученые-правоведы утверждают, что проблема суверенитета всегда занимала и будет занимать важное место в политике и праве. Государственный суверенитет, само это понятие, по-прежнему привлекает внимание, ибо до тех пор, пока существует государственность, проблема суверенитета вряд ли утратит свою актуальность. [Пастухова, 2013]

Суверенитет представляется несущей конструкцией современной политики, выполняет очень важную функцию минимизации межгосударственного насилия. [Соловьев, 2014. C.96]

На заседании Совета безопасности Российской Федерации, состоявшемся 22 июня 2014 года и посвященном вопросам обеспечения суверенитета и территориальной целостности России, Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении отметил, что «суверенитет и территориальная целостность – фундаментальные ценности, это обеспечение независимости и единства нашего государства, надежной защиты территории, конституционного строя, своевременной нейтрализации внутренних и внешних угроз».[1]

Следует выделить заявление Президента Российской Федерации о том, что «прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, сегодня нет».

На заседании особое внимание было уделено факторам, которые обеспечивают суверенитет, целому ряду политических, экономических международных и правовых гарантий, в том числе политической, военной, дипломатической защите, деятельности различных государственных органов, направленной на укрепление государственной власти и обеспечивающей национальную безопасность. Однако это вовсе не значит, что следует игнорировать такие проблемы, как «обладание государственной реальной властью, возможностью самостоятельной разработки, принятия и пересмотра своей Конституции» [Пастухова, 2013].

Здесь же следует подчеркнуть, что наше государство не только обладает всей полнотой государственной власти, но и горячо поддерживается населением страны. В качестве подтверждения можно привести такое обстоятельство, как небывало высокий рейтинг поддержки россиянами своего Президента – В.В. Путина.

Сильная Россия, да еще с таким авторитетным лидером, является серьезным препятствием для реализации геостратегических планов США.

Президент Российской Федерации, выступая на заседании Совета безопасности, отметил, что Россия, со своей стороны, строго соблюдает международное право и акцентировал внимание на том, что «наше государство не входит ни в какие военно-политические альянсы, оно настойчиво и последовательно идет по пути глубокой интеграции. Это путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века». Например, Российская Федерация активно действует как член Таможенного союза, целого ряда интеграционных группировок, таких, как Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз.

С января 2015 года начнет функционировать Единое евразийское экономическое пространство, соглашение о создании которого подписано в конце мая 2014 года в Астане. Будет создан единый рынок трех стран с общим населением в 170 миллионов человек со свободным движением капиталов, товаров и услуг.

Во всех интеграционных мероприятиях строго отслеживается, чтобы государственному суверенитету не был нанесен какой-то ущерб.

Итак, выделим некоторые факторы, которые обеспечивают государственный суверенитет и государственную целостность нашей страны. Президент Российской Федерации говорил об этом глубоко и ёмко, сформулировав четыре важных момента.

Первое – «это последовательная работа по укреплению межнационального согласия, грамотная миграционная политика, жесткое реагирование на фактор бездействия должностных лиц или преступления, которые могут быть спровоцированы конфликтами на межнациональной почве».[2]

Заметим, что события на Украине и вокруг неё находятся в центре общественного внимания в мире и в нашей стране.

Трудно не разделить мнение политолога Андраника Миграняна, «что на Украине идет серьезное геополитическое противостояние между США вместе с их младшими партнерами из Европейского союза и Россией, от исхода которого во многом будет зависеть соотношение сил в мире в ближайшее десятилетие»[3]. Фактически: битва за Украину – этап в борьбе за новый миропорядок.

Путь Украины в НАТО и Европейский союз – это не только дорога к серьезному урону суверенитету своей страны, но и конфликт между США и Россией, который, к сожалению, может привести к потере территориальной целостности Украины, к решительному политическому и экономическому ослаблению украинского государства.

Объявление о суверенитете Крыма, а потом и о его независимости и присоединении к России без применения силы и кровопролития, открыло новый этап развития нашего противостояния с могущественными режимами Запада.

Если говорить о России, то она выступает за территориальную целостность Украины, её федерализацию, внеблоковый статус с признанием русского языка в качестве государственного. Нам важно иметь в этом чрезвычайно важном и чувствительном регионе мира и Европы положительное отношение к нашей стране.

В ответ же мы имеем яростную пропагандистскую кампанию, в которой Россию и её граждан обвиняют во всех смертных грехах. Политика, направленная на то, чтобы поссорить два народа-брата, близка к успеху. Налицо кровавая гражданская война, которая унесла уже тысячи жизней мирных граждан и детей.

Многократно прав А. Мигранян, когда в своей статье в газете «Известия», утверждает: «… в сегодняшней битве за Украину, решается не судьба Луганской и Донецкой республик, и даже не судьба Украины. На самом деле, на наших глазах разворачивается один из этапов борьбы за ресурсы для будущей битвы гигантов – США и Китая».

Но наши заокеанские партнеры должны понимать, что любая попытка посягнуть на суверенитет России, разрушить наши отношения с великим Китаем вызовут вполне определенную реакцию россиян – сплочение наших людей на отпор этой агрессивной политики. Они готовы защищать суверенитет своей страны и не допустят смены его руководства.

Приходится констатировать, что разъяснению понятиям «суверенитет», «территориальная целостность» уделяется у нас пока еще мало внимания. Не будем забывать, что некоторые наши политики и журналисты довольно активно и вольно применяют понятие «государственный суверенитет». В головах людей они только умножают путаницу. К сожалению, некоторые пропагандисты, публицисты, даже с серьезными именами, используют понятие суверенитет как фигуру речи, запутывая, таким образом, у населения понимание термина «суверенитет» да и ряда других.

Поставленные на совет общественности задачи тем более значительны, что мы живем в неустойчивом, турбулентном мире. Подобная обстановка требует постоянной готовности к тому, что самые непредвиденные обстоятельства могут прийти в наш дом, о чем, например, свидетельствуют события на Украине. Десятки снарядов, которые летят с украинской территории на территорию России, несут с собой смерть и разрушения.

Очень важно включить в эту работу всех, кто имеет отношение к пропаганде и прежде всего к воспитанию молодежи.

У нас имеется замечательная возможность использовать в настоящее время опыт и примеры Великой Отечественной войны, семидесятилетие победы в которой мы будем отмечать в 2015 году. Вспомним хотя бы патриотическое движение, когда граждане: и колхозники, и народные артисты, приобретая на свои средства самолеты, танки, передавали их в действующую армию – «всё для фронта, все для победы». Дело, как всегда, за конкретными действиями, за конкретной работой. Чрезвычайно важно, чтобы установки нашего Президента воплощались в конкретных практических делах.

Второй важной задачей является защита конституционного строя. Президентом Российской Федерации было подчеркнуто, что на всей территории России должно быть обеспечено верховенство Конституции Российской Федерации, единство экономического и правового пространства. Определенные Конституцией федеральные стандарты незыблемы, и никто не вправе нарушать законы и попирать права граждан.[4]

Мы не однажды писали и говорили о том, что верховенство Конституции Российской Федерации должно быть обеспечено во всех российских регионах. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что в ряде мест всё еще далеки от практического воплощения этого требования.

Правоведы не должны жалеть усилий для того, чтобы обращать внимание на имеющиеся несоответствия местного законодательства установкам и требованиям федеральной власти и Конституции Российской Федерации. Эту работу, несмотря ни на какие отвлекающие факторы, необходимо вести целеустремленно и последовательно.

Третье ключевое направление – «это устойчивое и сбалансированное социальное и экономическое развитие». Здесь следует отметить, что несмотря на замедление темпов экономического и социального развития, которое, например, выражается в практической стагнации ВВП, некоторые политики и ученые смакуют эту тему вместо того, чтобы задуматься над тем, как подправить положение. Пора заняться настойчивой работой, например, связанной с внедрением технологий Шестого технологического уклада, тем более, что и Пятый технологический уклад нашей экономикой не был эффективно пройден. Не следует забывать, что вклад России в мировой ВВП в настоящее время составляет не полных 4%. И это относится к государству, располагающему несметными природными богатствами на огромных территориях.

В последнее время много говорится о намерениях решать задачу импортозамещения в нашей экономике. Но нужны не только обсуждения, но и конкретные эффективные действия.

Президент Российской Федерации активно настраивает отечественный оборонно-промышленный комплекс на независимость от иностранцев. По его мнению, необходимо обезопасить наше государство от рисков невыполнения контрактов нашими иностранными партнерами, и в том числе, от рисков политического характера. Оборона страны должна быть независимой от иностранных поставщиков, прежде всего из Украины, так как мы сами можем сделать абсолютно всё. Вопрос только цены, качества и сроков.

Не проходит и дня, чтобы России не грозили санкциями: личными, секторальными и прочими. Полагаю, ответить на все эти угрозы и выпады, следует словами С.В. Лаврова, Министра иностранных дел Российской Федерации: «Санкции редко бывают поставленной целью. В отношении России они, по определению, своих целей достичь не смогут. Мы от этого не испытываем радости, но и сложности, которые могут возникнуть в некоторых областях экономики, мы преодолеем. Может быть, станем более самостоятельными и уверенными в своих силах».

И, наконец, четвертое. Президент Российской Федерации подчеркнул со всей определенностью, что важнейшим гарантом суверенитета и территориальной целостности России остаются наши вооруженные силы, что мы будем адекватно реагировать на приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, не оставляя без внимания развертывание глобальной противоракетной обороны и наращивание запасов стратегического неядерного высокоточного оружия.[5]

Пожалуй, к этому трудно что-либо добавить. Не сомневаюсь в том, что подавляющее число россиян с пониманием отнесется к тому, что если потребуется, потуже «затянуть ремни», чтобы, как это бывало в истории нашего государства, каждому поддержать его обороноспособность, наши вооруженные силы.

Взять хотя бы действия украинского руководства, направленные на получение статуса привилегированного партнерства с США и НАТО. Известно, что этот статус призван расширить военно-техническое сотрудничество Вашингтона в условиях силовой операции на востоке Украины. Можно легко предположить, что данное решение Вашингтона усилит давление США на Москву.

Таким образом, настойчивое продвижение Киева в сторону НАТО требует от Российской Федерации активных действий. Полагаю, что события на Украине потребуют от нас адекватного ответа. Россия всегда умела держать «порох сухим». Эту истину в практических делах следует реализовывать и сегодня.

Литература

Пастухова Н. Государственный суверенитет: история и современность. М. Аспект Пресс. 2013.

Соловьев Э. Суверенитет в рамках полицентричного миропорядка: возвращение к истокам // Международная жизнь. 2014. №6. C.95–110


 

[1]. Ключ к пониманию России//Российская газета. 23 июля 2014 г. №163

[2] Ключ к пониманию России // Российская газета. 23 июля 2014 года. №163.

[3] Битва за Украину как этап в борьбе за новый миропорядок// Известия. 30 июля 2014 года. № 139.

[4] Ключ к пониманию России// Российская газета. 23 июля 2014 года. № 163.

[5] Ключ к пониманию России // Российская газета. 23 июля 2014 года. № 163.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *