Лидия Корнилова. В поиске баланса интересов. О конференции в Санкт-Петербурге

Системная проблема. Миграция

Рекомендуемая ссылка на статью:
Лидия Корнилова. В поиске баланса интересов. О конференции в Санкт-Петербурге // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №5 (91)
.

В Санкт-Петербурге 10–11 октября состоялась конференция «Миграционные процессы: подход России и Франции. Перекрестный взгляд», посвященная важной для обеих стран теме. Организаторами дискуссии выступили Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и посольство Франции в России.

В конференции приняли участие эксперты из Министерства внутренних дел и Государственного совета Франции, региональные должностные лица, представители российских органов государственной власти федерального и регионального уровня, ФМС России, а также представители религиозных и общественных организаций двух стран. Они обсудили глобальные проблемы, связанные с миграцией, экономические и геополитические особенности регионов, перспективы демографического развития России и Франции. Особое внимание было уделено позитивным эффектам миграционных процессов.

На открытии выступили посол Франции в России Жан-Морис Рипер, начальник Управления внешних связей ФМС России Олег Артамонов, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин, а также французские и российские исследователи. Модерировал первый день встречи директор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Игорь Барциц.

Посол Франции в России Жан-Морис Рипер отметил, что вопросы нелегальной миграции и адаптации мигрантов одинаково актуальны для двух стран. «Основная задача в этой сфере сегодня – поддержание сотрудничества между странами, откуда приезжают и куда едут мигранты», – отметил г-н Рипер.

Сергей Бебенин, председатель Законодательного собрания Ленинградской области, обратил внимание участников конференции на тот факт, что «миграция – это и благо, и громадная проблема». Этот тезис был подтвержден выступлением французской исследовательницы Катрин Витол де Венден из Парижского Института политических наук (Catherine Wihtol de Wenden, Sciences-Po Paris): «Почти все страны мира затронуты процессами миграции, причем многие страны в последнее время меняют статус «отбытия», становясь страной «прибытия» для тысяч людей, – подчеркнула г-жа де Венден. – Миграция – феномен взаимозависимости всех стран мира». По мнению французской исследовательницы, если некоторое время назад мигрантов можно было разделить на определенные типы – рабочие, беженцы, студенты, – то сегодня такого четкого деления нет.

Основным способом решения проблем, связанных с миграционными процессами, остаются двусторонние переговоры на уровне стран и регионов. Новая тенденция миграции касается внутрирегиональных перемещений: количество мигрантов, перемещающихся в границах миграционных регионов (Европа, СНГ и др.), в разы превышает внешнерегиональную миграцию. «Среди тенденций можно отметить также большое количество женщин-мигрантов, а также рост количества мигрантов-несовершеннолетних без сопровождения», – отметила г-жа де Венден.

На открытии конференции выступила также Жанна Зайончковская из Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, которая привела актуальную статистику в сфере миграции. В частности, по данным на 2 октября, в России единовременно присутствуют 11,75 млн иностранцев. При этом только половина въехавших в Россию иностранных граждан запрашивают разрешение на работу. Мигранты на российском рынке труда составляют 8–9%.

На конференции отмечалось, что миграционные процессы затрагивают не только вопросы трудоустройства, актуальна эта проблема и в сфере образования. Доклад «Образовательная миграция: позиции России» представил Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Начав свое выступление небольшим экскурсом в историю, он напомнил, что решение принимать на учебу иностранных граждан принималось еще в 1865 году Советом при министре народного образования Российской империи. Советский Союз был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, во многих странах до сих пор существуют общества и союзы тех, кто получил образование в СССР. Россия же пока по этому показателю находится на 9-м месте, занимая только 3% рынка.

В России, как и во Франции, проблематика качества образования и его привлекательность – одна из основных и постоянных тем общественной дискуссии. Качество школьного образования в нашей стране продолжает оставаться довольно высоким, особенно по математике и естественным наукам. Доказательство тому – уровень подготовки российских детей, уехавших учиться в школы, например, Англии. Даже откровенно слабые ученики в своих новых школах взирают на одноклассников с видом почти лауреатов Нобелевской премии. Однако есть тема, на которую, как считает Игорь Барциц, непременно следует обратить внимание. Русский школьник нередко уезжает учиться за рубеж с чувством ненависти к родной школе и начинает любить свою европейскую школу прежде всего за доброжелательное отношение к ребенку. Поэтому основной вопрос на этом уровне образования – противодействие стандартизации.

На уровне высшей школы одна из часто высказываемых претензий – ускоренное вхождение в Болонский процесс. Для Европы унификация образования вполне органична. Идея единой Европы развивалась благодаря университетам, обмен идеями способствовал развитию чувства принадлежности к Европе со Средних веков.

Российская же система образования и российские университеты были в известной мере обособлены. Поэтому для нас встраивание в болонские стандарты проходит достаточно сложно. Причем, сложность не в трудности. Напротив, многим болонская модель представляется существенным шагом к упрощению.

Мы в России сильно критикуем свою высшую школу. При этом российские университеты дают весьма качественное образование. России есть что предложить: ее научные школы, в том числе математическая, имеют определенный авторитет в мире. Наша образовательная модель развивает и фундаментальные знания, и исследовательскую практику. Почему же тогда, задается вопросом Игорь Барциц, российские университеты практически никогда не появляются в рейтингах? Дело в том, что система ранжирования рассчитана на англосаксонскую модель образования, где основные исследования проводятся именно в университетах. В России же университеты концентрируются на образовании, а наукой заняты специальные институты Академии наук.

Ко всему прочему, львиная доля российских научных работ публикуется на русском языке, из-за чего не попадает в базу данных информационной группы Thomson Reuters, которая и учитывается при составлении рейтинга. Русскому языку, равно как и другим языкам континентальной Европы, брошен вызов. Но европейские страны, настаивает директор ИГСУ, должны сохранить свои национальные языки как языки получения образования.

Проблемы образования не новы и характерны не только для какой-нибудь одной страны. Об этом еще 17 лет назад, в 1997 году, сообщил миру в своем докладе «Образование: сокрытое сокровище»  [L’éducation: un trésor est caché dedans] Жак Делор (Jacques Delors). Он обозначил основные противоречия глобализации, которые, не будучи новыми, стали главными проблемами XXI века. Среди них, например, противоречия между долгосрочными и краткосрочными задачами, между традициями и современными тенденциями, между универсальным и индивидуальным.

В условиях глобализации привлечение иностранных студентов становится важной политической задачей. Система высшего образования для Америки – это такой же символ, как Голливуд, а университеты – фактор могущества Соединенных Штатов в мире. Более того, американская модель закрепилась как международный стандарт. Политическая составляющая дополняется экономическими факторами, социальными вопросами. Зарабатывает американская высшая школа на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее правительство США. Образование – пятая по значимости статья экспорта американской экономики, в нем занято 2% активного населения.

Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и пр. В России есть объективные сложности в привлечении учебных мигрантов: отсутствие соглашений о взаимном признании дипломов, различия в организации образовательного процесса. Даже климатические условия могут стать для кого-то решающими. В то же время Россия практически не занимается продвижением своих университетов на мировой рынок образовательных услуг, хотя конкуренция за иностранных студентов увеличивается.

Исходя из современного положения дел, Игорь Барциц обозначил основные направления, где Россия должна прикладывать целенаправленные усилия для своего продвижения на мировом рынке образовательных услуг. Речь идет прежде всего о формировании активной государственной политики в этой области, о необходимости встраивания образования в экономику страны и регионов, о разработке системы грантов для иностранных студентов, о содействии их адаптации.

– Завершая представленный анализ, вернусь к уже упомянутому докладу депутата Мишеля Эрбийона «О высшем образовании в Европе»: «Университет отражает модель общества, ценностей, видения мира, поэтому Европа может и должна быть консолидирована вокруг своих университетов, как это уже было в прошлом». Ведущие российские университеты на этот раз не должны остаться вне этого процесса и рассчитывают на равноправное сотрудничество с европейскими коллегами, – заключил Игорь Барциц.

Лидия Корнилова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *