Дарья Лимарева. Открытое правительство в осуществлении права на информацию

Власть и общество

Рекомендуемая ссылка на статью:
Дарья Лимарева. Открытое правительство в осуществлении права на информацию // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №5 (91)
.
Лимарева Дарья, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Ростовского социально-экономического института (344000, Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 17/1). E-mail: dlimareva@mail.ru
Аннотация: В статье внимание акцентировано на согласовании целевых предпочтений представителей бизнеса и гражданского общества с органами публичной власти через реализацию их неотъемлемых прав на информацию и коммуникацию посредством таких механизмов Открытого правительства, как краудсорсинг, вовлечение в деятельность рабочих групп и комиссий при соответствующих органах публичной власти, получение информации о деятельности органов власти, общественный контроль, общественная инициатива.
Ключевые слова: открытое правительство, открытое министерство, открытый регион, открытые данные, общественная инициатива, краудсорсинг.

Неполнота информации, которой располагают субъект и объект публичного управления, – одна из главных проблем современной России. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретает согласование целевых предпочтений представителей бизнеса и гражданского общества с органами публичной власти через реализацию их неотъемлемых прав на информацию и коммуникацию посредством механизмов Открытого правительства.

В современных условиях, чтобы получить информированное знание обо всех действиях, предпринимаемых правительством, необходима свобода выражения [Даль, 2000. С. 96]. При этом важно помнить, что помимо информации, необходимо развитие системы коммуникаций, потому как без коммуникации информация в социальном смысле мертва [Попов, 2004. С. 69].

Современный этап развития публичного управления характеризуется внедрением и широким применением информационных технологий при взаимодействии органов публичной власти с представителями бизнес-сообщества и гражданского общества. В связи с этим интерес представляет положение России в рейтингах, оценивающих развитие информационно-коммуникационных технологий и их применение в публичном управлении.

В рейтинге развития электронного правительства Россия в 2014 году заняла 27-е место (с индексом 0,7296)[1] (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика индекса развития электронного правительства 2012-2014 годов.

Лимарева_1_5_14

Согласно рейтингу 2014 года, в десятку стран с наиболее высоким индексом развития электронного правительства вошли: Южная Корея, Австралия, Сингапур, Франция, Нидерланды, Япония, США, Великобритания, Новая Зеландия и Финляндия. Аутсайдером рейтинга является Сомали.

В рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий Россия заняла 40-е место (с индексом 6,19), между Бахрейном и Беларусью (рисунок 2)[2].

Рисунок 2. Динамика индекса развития информационно-коммуникационных технологий 2012 и 2013 годов.

Лимарева_2_5_14

В 2013 году в десятку стран вошли: Южная Корея, Швеция, Исландия, Дания, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Люксембург, Гонконг. Аутсайдер рейтинга – Нигер.

В рейтинге сетевой готовности Россия в 2014 году заняла 50-е место (с индексом 4,3), между Азербайджаном и Турцией[3] (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика индекса сетевой готовности 2012 и 2013 годов.

Лимарева_3_5_14

В 2014 году в десятку стран вошли: Финляндия, Сингапур, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, США, Гонконг, Великобритания, Южная Корея. Аутсайдер рейтинга – Чад.

Проведённый анализ результатов международных оценок развития информационного общества, показал, что за последние несколько лет положение России в рейтинге развития электронного правительства стабильно (в 2014 году, как и в 2012 году – 27-е место), в рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий – наблюдается отрицательная динамика (в 2014 году – 40-е, а в 2012 году – 38-е место), в рейтинге сетевого развития – положительная динамика (в 2014 году – 50-е, а в 2012 году – 54-е место).

Открытое правительство – система механизмов и принципов повышения качества работы государственного аппарата, качества жизни граждан и формирования новой для России культуры взаимодействия органов управления и представителей бизнеса и гражданского общества. Особенности данной системы сводятся к формированию и развитию инфраструктуры открытых данных; систематизации и приведению к общей концепции ранее инициированных проектов, документов и инициатив по раскрытию информации и коммуникации с гражданами; к налаживанию открытого диалога государства с бизнес-сообществом и гражданами. Таким образом, приоритетами Открытого правительства выступают: открытость и понятность власти, подотчётность и подконтрольность власти, открытые данные, вовлечённость граждан и экспертов.

Об открытости и понятности власти можно судить по информации, представленной на официальных сайтах органов публичного управления. Так, по данным мониторинга официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год, проведенного Фондом свободы информации, итоговый рейтинг наиболее информационно открытых сайтов возглавили сайты правительств Ростовской и Ульяновской областей (рисунок 4).

Рисунок 4. Диаграмма изменения информационной доступности сайтов правительств субъектов Российской Федерации в 2011, 2012 и 2013 годах.

Лимарева_4_5_14

Первые два сайта делят первое место, со 100% коэффициентом информационной доступности. Аутсайдером рейтинга признан сайт правительства Московской области (с коэффициентом 15,6%). Примечательно, что в 2012 году абсолютным лидером рейтинга был только один – сайт Ростовской области, а в 2013 году к нему присоединился сайт Ульяновской области.

Согласно Мониторингу официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в 2013 году, из 79 анализируемых сайтов наиболее информационно доступным признан сайт Федеральной миграционной службы России (рисунок 5), аутсайдер рейтинга – сайт Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (17,275%)[4].

Рисунок 5. Диаграмма изменения информационной доступности сайтов федеральных органов исполнительной власти

Лимарева_5_5_14

Рассматриваемые мониторинги свидетельствуют о положительных тенденциях в области информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. В процессе исследования, помимо положительных тенденций, были выявлены негативные тенденции: недостаточные темпы развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти, кроме этого в большинстве случаев требуется личное обращение граждан в органы государственной власти; локальный, ведомственный характер внедрения средств информационных технологий и так далее.

Подотчётность и подконтрольность власти предполагает реализацию механизма общественного контроля, который можно определить как «неотъемлемую часть  любой управленческой деятельности, обеспечивающую законность в работе органов публичной власти» [Бурмистров, 2009. С. 13]. В рамках развития подконтрольности интерес представляет сайт «Ваш контроль»[5], который собирает оценки и комментарии о работе конкретного органа власти или учреждения, а также предоставляет информацию о получении госуслуг.

Подотчетности власти также служит публикация открытых данных – общедоступной информации, размещаемой в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования[6]. Так, на портале «большоеправительство.рф» в разделе «Открытые данные» находятся новости о том, какой орган или регион приступил к обнародованию данных, отражающих исполнение ими своих функций. Согласно майским указам Президента Российской Федерации, к 2018 году стоит задача открыть доступ к открытым данным всех госорганов России.

В рамках открытия данных в России реализуется ряд проектов:

– Открытое министерство – направлен на повышение эффективности работы федеральных министерств. По состоянию на 2014 год, на федеральном уровне: создан Совет по открытым данным при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства; в тестовом режиме запущены Единый портал открытых данных, Единый портал бюджетной системы Российской Федерации и Портал правовой статистики; организованы конкурсы для разработки приложений и сервисов на основе открытых данных и так далее;

– Открытый регион – предполагает создание условий для повышения эффективности работы органов государственной и муниципальной власти. По состоянию на 2014 год, на региональных сайтах размещен 3851 набор открытых данных. При этом на сайтах госорганов 6 регионов размещены все обязательные наборы открытых данных, на сайтах 47 регионов обязательных к размещению наборов данных не обнаружено, на сайтах 35 регионов такие данные не размещаются, а на сайтах 20 регионов не обнаружено разделов, посвященных открытым данным[7].

Вовлеченность граждан и экспертов – это такой механизм, в рамках которого объект публичного управления (гражданское общество и бизнес-сообщество) воспринимая результаты принятого субъектом управления (органами публичного управления) решения имеет возможность получить достоверную информацию о процессе его разработки и реализации, а также непосредственно участвовать в этом процессе [Некрасов, Лимарева, 2013. С. 87] посредством: краудсорсинга, общественных инициатив. Примером отечественной практики краудсорсинга может служить Общественная экспертиза законопроектов Российской Федерации[8]. Примером общественной инициативы является интернет-ресурс «Российская общественная инициатива»[9].

Итак, сегодня право на информацию о деятельности органов публичного управления о принимаемых и реализуемых ими решениях и право на коммуникацию являются неотъемлемыми правами граждан. Реализация обозначенных прав способствует трансформации природы взаимодействия представителей органов публичной власти, бизнеса и гражданского общества в сторону их публичного партнерства посредством таких механизмов Открытого правительства, как: краудсорсинг; получение информации о деятельности органов власти; вовлеченность в деятельность рабочих групп и комиссий при соответствующих органах публичной власти; общественный контроль, общественная инициатива, получение электронных госуслуг и так далее. Приближение власти к обществу способствует созданию условий, при которых, с одной стороны, органы публичной власти становятся более доступными для населения, а с другой стороны, перед органами публичной власти открываются более широкие возможности для решения вопросов, поднимаемых представителями бизнеса и общества.

 

Литература

Бурмистров А.С. Структура контрольной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4.

Даль Р.А. О демократии. М.: Аспект Пресс. 2000. 208 с.

Некрасов В.Н., Лимарева Д.А. Общественный контроль в системе публичного управления // Становление и развитие теории и практики управления человеческим капиталом и социально-экономическими системами. Труды V Международной НПК, 13–15 декабря 2011. Ростов-н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. 2013.

Попов В.Д. Социальная информация: проблемы становления и развития. М.: РАГС. 2004. 278 с.


[1] См.: http://gtmarket.ru/news/2014/06/26/6835

[2] См.: http://gtmarket.ru/news/2013/10/08/6296

[3] См.: http://gtmarket.ru/news/2014/04/24/6750

[4] См.: http://www.svobodainfo.org/ru/node/2527

[5] См.: https://vashkontrol.ru/

[6] Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

[7] См.: http://infometer.org/analitika/otkryitost-regionalnoj-vlasti

[8] См.: http://zakon-fom.ru/, http://regulation.gov.ru/

[9] См.: https://www.roi.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *