Сергей Большаков, Юлия Большакова. Взаимоотношения с инвесторами: задачи, рейтинги, технологии. Опыт Санкт-Петербурга

Города федерального значения

Рекомендуемая ссылка на статью:
Сергей Большаков, Юлия Большакова. Взаимоотношения с инвесторами: задачи, рейтинги, технологии. Опыт Санкт-Петербурга // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №3 (89)
.
Сергей Большаков, доктор экономических наук, доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета (191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21). E-mail: snbolshakov@gmail.com
Юлия Большакова, кандидат политических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета (191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21). E-mail: snbolshakov@gmail.com
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования системы взаимоотношений с инвесторами. Анализируются направления формирования механизма общественных связей с инвесторами и всеми заинтересованными сторонами. Оценивается инструментарий (рейтинги, программы) повышения инвестиционного климата в регионе. Основная задача исследования в области «investor relations» – проанализировать формирование открытого информационно-коммуникативного пространства по привлечению бизнеса к решению стратегических задач региона, разработка единых подходов к продвижению региона через систему информационных материалов общего и отраслевого инвестиционного сопровождения и организация доступа к этой информации по различным каналам, разработка и поддержание единой базы потенциальных инвесторов, действующих инвесторов, отраслевых инвестиционных проектов, организация каналов информационного продвижения. Действующая региональная программа улучшения инвестиционного климата позволили аккумулировать усилия правительства Санкт-Петербурга по стимулированию инвестиционной активности, раскрыть характер объемов, темпов, отраслевой направленности привлечения инвестиций в регион.
Ключевые слова: инвестиции, Санкт-Петербург, рейтинги, инвесторы.

Во взаимоотношениях с инвесторами важную роль играют усилия региональных органов власти. Региональная программа улучшения инвестиционного климата Санкт-Петербурга рассчитана на пять лет (до 2016 года) и преследует следующие цели: сформировать условия для реализации эффективной  региональной инвестиционной политики; создать благоприятные условия для увеличения притока в Санкт-Петербург инвестиционных ресурсов и способствовать повышению технического уровня производства и конкурентоспособности произведенной в Санкт-Петербурге продукции, а также реализации значимых инфраструктурных проектов.

Заметно ухудшение позиций Санкт-Петербурга в рейтинге регионов Российской Федерации по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал. В 2009–2011 годы динамика инвестиций в основной капитал имела ярко выраженный сезонный характер, который заключался в том, что предприятия начинали закрывать отчетность перед Росстатом ближе к концу года. В результате динамика инвестиций, согласно официальной статистике, возрастала ближе к концу года.

В 2012 году ситуация изменилась из-за совершенствования росстатовской методики учета инвестиций и изменения позиций, когда в начале года осуществлялось целенаправленное инвестиционное стимулирование экономики. В анализируемом периоде наблюдалась разнонаправленная динамика индекса промышленного производства, что обусловлено сложностью структуры промышленности Санкт-Петербурга, которая характеризуется наличием крупных единичных заказов машиностроительных предприятий с длительным циклом изготовления.

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах)  экономики Санкт-Петербурга в 2012 году составили 351,9 млрд руб. против 360,4 млрд руб. в 2011 году (-2,5%).

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге составил 92,6%, тогда как по Российской Федерации в целом он равен 106,6%, по Северо-Западному федеральному округу – 101,5%, по Ленинградской области – 100,8%.

По результатам девяти месяцев 2012 года, объем поступивших в экономику Санкт-Петербурга иностранных инвестиций вырос в 1,7 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, и составил 6 580,7 млн долл. В 2011 году основными странами – инвесторами стали Великобритания, Республика Корея, Кипр. По результатам трех кварталов 2012 года в тройку лидеров вошли Великобритания (1042 млн долл.), Корея (580,3 млн долл.), Китай (538,4 млн долл.) [Материалы экспресс-анализа…, 2013. С. 3].

Во взаимоотношениях власти с инвесторами важную роль занимают используемые методики измерения инвестиционного и предпринимательского климата. Исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» указывают на прямую закономерность: при росте инвестиционной привлекательности региона вероятность переизбрания регионального лидера составляет 75%[1].

В последнем рейтинге явно наметились центробежные процессы и дифференциация регионов России. Увеличивается разница между лидерами и аутсайдерами рейтинга.

Прилегающие к Москве и Санкт-Петербургу регионы, а также Тверская и Вологодская области (с достаточно высоким рейтингом), образуют своеобразный «инвестиционный резерв» для реализации тех проектов, которые по различным причинам нецелесообразно или затруднительно осуществлять в крупных мегаполисах и прилегающих к ним областях. Новгородская область [1. Большаков, Большакова, 2011. С. 49–59. 2. Большаков, Большакова, 2011. С. 35–39] вместе с Ярославской, входят в своеобразное инвестиционное ядро вдоль трассы Е-95.

По данным комитета по инвестициям, общий объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики Санкт-Петербурга на 1января 2013 года составил $10,8 млрд. При этом доля прочих инвестиций (торговые и прочие кредиты) выросла до 91%. Доля прямых иностранных инвестиций за 2012 год снизилась до 8%, доля портфельных вложений в ценные бумаги – до 1%.

В 2012 году региональные органы управления начали формирование инвестиционного портфеля Санкт-Петербурга с учетом предложений отраслевых комитетов и администраций районов города для привлечения потенциальных инвесторов в приоритетные отрасли экономики города.

В начале 2013 года в инвестиционный портфель вошло 125 проектов. Совместно с Санкт-Петербургским Агентством стратегических инициатив проведен анализ и отобрано 10 наиболее перспективных проектов: «Организация железнодорожного пассажирского сообщения Балтийский вокзал – аэропорт Пулково», «Строительство совместного депо легкорельсового и городского транспорта», «Создание предприятия по переработке твердых бытовых отходов», открытого акционерного общества «Юго-Западная ТЭЦ» и др.

В рамках выполнения социальных задач, соблюдения приоритета концепции социально-экономического развития города, повышения уровня жизни населения в инвестиционный портфель города вошли такие крупные инвестиционные проекты, как: «Создание конгрессной инфраструктуры в Санкт-Петербурге», «Создание креативного квартала в Санкт-Петербурге», «Создание Музея науки и техники», строительство многофункционального спортивного комплекса для лиц с ограниченными возможностями, строительство  детского сада, поликлиники, спортивного стадиона, дома молодежи.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в инвестиционном рейтинге регионов Санкт-Петербург занимает четвертое место по инвестиционному риску и второе по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – экологический. Наибольший инвестиционный потенциал – инфраструктурный[2].

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s в  2013 году подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга на уровне «ВВВ» (платёжеспособность эмитента считается удовлетворительной). Прогноз – стабильный. Уровень рейтинга Санкт-Петербурга отражает мнение Standard & Poor’s о низком уровне долга, позитивных показателях ликвидности и сильных финансовых показателях города.

Вместе с тем в рамках базового сценария Standard & Poor’s полагает, что несмотря на снижение поступлений от налога на прибыль, показатели исполнения бюджета Санкт-Петербурга будут по-прежнему находиться на высоком уровне.

Следует сказать, что показатели рейтинга Всемирного банка «Doing Business Database», включены в статистические работы Федерального плана статистических работ, как субъект официального статистического учета, включены в показатели оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Только за счёт реализации мер 2010–2011 годов Россия поднялась на четыре позиции в рейтинге Doing Business (со 124-го места до 120-го) (см. данные таблицы 1), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.

Таблица 1. Россия в рейтингах. Рейтинг инвестиций в регионы за 2012 год. Издание Рейтинг «Doing Business 2013» [3]  (185 стран)

Большаков_1_3_14

Показатель отношения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения также иллюстрирует неоднородность распределения прямых иностранных инвестиций по регионам (см. данные таблицы 2). Средний российский уровень показателя превышен также в 13 регионах (Москва,  Санкт-Петербург, Республика Коми, Московская область, Владимирская область, Новгородская область, Амурская область, Ленинградская область, Томская область, Тульская область, Липецкая область, Нижегородская область, Республика Хакасия).

В рейтингах агентства «Эксперт РА» отмечается, что лидерами третьей волны роста инвестиционной привлекательности стали некогда периферийные регионы с умеренным уровнем зарплат. Снизились риски в регионах, обладающих тремя сходными характеристиками: близость к экономическим центрам, относительная дешевизна рабочей силы и отсутствие знаковых инвестиционных проектов в предыдущие годы. Потенциально это регионы «третьей волны» инвестиционного роста. Все больше ощущается зависимость регионов от сырьевой конъюнктуры и крупного бизнеса. В нефтегазовых регионах растут риски. Общей для всех этих субъектов причиной роста интегрального риска стало увеличение его экономической и социальной составляющих. Уменьшился главный риск для инвесторов – низкое качество управления.

Таблица 2. Рейтинг инвестиций в регионы за 2012 год[4].

 

Большаков_2_3_14

Тем не менее, эксперты отмечают, что инвестиционная привлекательность России невелика. Данный факт способствовал внедрению Агентством стратегических инициатив проекта «Региональный инвестиционный стандарт», который с 2013 года является элементом оценки деятельности всех субъектов Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации  и распоряжений Правительства Российской Федерации[5].

Наблюдаются позитивные сдвиги в международных рейтингах России. Россия, согласно рейтингу Всемирного банка «Doing Business 2013»  привлечения инвестиций в регионы за 2012 год, поднялась на 6 мест в 2012 году и заняла 112-е место. Координация действий государственной власти способствовала продвижению позиций Российской Федерации по таким показателям рейтинга, как обеспечение исполнения контрактов на 1 место вверх (11), разрешение неплатежеспособности на 8 мест вверх (53), налогообложение на 30 мест вверх (64-е место), регистрация предприятий на 4 места вверх – 101-е место[6].

В субнациональном рейтинге регионов (доклад Всемирного банка «Doing Business 2013») Санкт-Петербург занимает 4-е место с объемом инвестиций за 2012 год 891,3 млн долл., это же исследование Всемирного банка показывает, что  Санкт-Петербург занимает 1-е место в рейтинге (среди исследованных 30 регионов Российской Федерации, данные таблицы 3) по показателю регистрации предприятий, 9-е место в рейтинге свободы получения разрешения на строительство, 24-е место в рейтинге подключения к электроснабжению (процедура в 9 этапов занимает 238 дней, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития данный процесс занимает 98 дней). Согласно исследованию Всемирного банка, Санкт-Петербург занимает 27-е место в категории регистрация собственности.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 году заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике, по версии KPMG (Международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги).

Таблица 3. Субнациональный рейтинг Doing Business за 2012 год

Большаков_3_3_14

Данные таблицы характеризуют проведенную работу органами исполнительной власти города по снижению административных барьеров в направлении регистрации предприятий, выстраиванию долгосрочных отношений с инвесторами на перспективу в сфере строительства, но показатели рейтинга «энергетики»  и «регистрации собственности» показывают низкое качество исполнительной дисциплины территориальных федеральных структур в Санкт-Петербурге, необходимость формирования общих структур решения данных проблем региона.

Инвестиционные события Санкт-Петербурга недостаточно освещены в среде потенциальных инвесторов. Усилия и достижения в инвестиционной сфере (инвестиционная стратегия, использование геоинформационной среды, «принцип одного окна») не находят широкого продвижения в средствах массовой информации. В эпоху информационных технологий первое место по важности донесения информации до потенциального инвестора занимают сети передачи данных, особенно Интернет.

Для продвижения инвестиционного климата Санкт-Петербурга в 2012 году инвестиционные возможности города были представлены на крупнейших международных выставках во Франции, Германии, России (PROEstate 2012»). В  целях выделения приоритетных инвестиционных проектов для экономики города руководством комитета в 2012 году проведены встречи с руководством компаний потенциальных инвесторов, таких, как «Дженерал Моторз», «Тойота Мотор Мануфактуринг», «Ниссан Мануфэкчуринг Рус», ГК «Новартис», «Tecon», «Альстрем Капитал» и др.

Базовыми мероприятиями, стимулирующими продвижение значимых инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге, стали регулярность деловых встреч (более 45) с представителями бизнес-сообщества.

В Санкт-Петербурге осуществляется комплексный подход к решению вопросов, связанных с созданием благоприятной инвестиционной среды и режима открытости для субъектов инвестиционной деятельности. Целый ряд программ правительства Санкт-Петербурга направлен на поддержку как уже действующих на территории инвесторов, так и создание условий для прихода новых. К таким программам относятся:

  • Программа инновационно-технологического развития промышленности
  • Программа развития конкуренции
  • План мероприятий по развитию поддержки малого и среднего предпринимательства
  • Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2011–2016 годы
  • Комплексная программа научного и инновационно-промышленного развития Санкт-Петербурга на 2012–2015 годы.

Проведенные исследования  рейтингового агентства «Эксперт РА», Центра стратегических разработок, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Экспертного института Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и многих других позволяют говорить, что повышение эффективности управления региональной инвестиционной политикой в отдельных субъектах Северо-Запада происходит по разным направлениям. Так, рост эффективности, связанный со снижением степени износа основного капитала, более характерен для Архангельской и Калининградской областей. Повышение эффективности, связанное с улучшением отраслевой структуры инвестиций, наблюдается в Санкт-Петербурге и Архангельской области. Увеличение удельного веса инновационной продукции в валовом региональном продукте, как пример эффективного управления региональной инвестиционной политикой, свойствен Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Интегральный показатель эффективности свидетельствует о росте эффективности управления в Санкт-Петербурге, Калининградской, Архангельской областях.

Для инновационно-технологического развития экономики города инвесторам Санкт-Петербург предлагает индустриальные парки. Для решения возникающих вопросов необходимо прилагать усилия по укреплению комплексной системы институтов развития. Но на сегодняшний день мало иметь площадки и их описание. Современный тренд в инвестиционной сфере – создание индустриальных и технологических парков с развитой инженерной инфраструктурой, то есть предоставление инвестору полностью готового к развертыванию производства продукта с необходимой инфраструктурой – посредством создания Агентства развития. Для инвесторов существует  определенный пакет налоговых льгот и преференций.

В 2012 году в рамках реализации программы реализованы следующие мероприятия: сформирован инвестиционный портфель Санкт-Петербурга, рассмотрен пакет перспективных инвестиционных проектов
в рамках заседаний Совета по инвестициям при губернаторе
Санкт-Петербурга, создана единая база данных инвесторов, инвестиционных проектов и площадок.

В 2012 году разработан проект постановления Санкт-Петербурга «О Совете по  инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга». В соответствии с решением губернатора Санкт-Петербурга, заседания Совета планируется проводить ежемесячно. В рамках двух заседаний Совета, проведенных в начале 2013 года, состоялось обсуждение и рассмотрение семи наиболее значимых и перспективных инвестиционных проектов, из них пять получили одобрение Совета для дальнейшей реализации.

На основе принятых мер организационно-административного аудита в 2012 году проводилась работа по систематизации и созданию единой базы данных потенциальных инвесторов Санкт-Петербурга, отбору инвестиционных проектов и территориальных площадок, которая в последующем будет актуализироваться в режиме инвестиционного мониторинга.

В условиях стагнации национальной экономики сложный период падения темпов инвестирования отмечается и в экономике региона. Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга не смогли оперативно отреагировать на сложные вызовы экономической конъюнктуры, смены управленческого состава органов исполнительной и представительной властей города в 2011–2012 годах. Положение усугубляется тем, что доля налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, с учетом изменений налогового кодекса и перераспределения поступлений налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, снижается. По предварительным расчетам, относительные потери бюджета Санкт-Петербурга в 2013 году могут составить 15,3 млрд рублей.

Согласованные усилия правительства Санкт-Петербурга, комитета по инвестициям по реализации программы и выбранных приоритетов инвестиционной стратегии способствуют продвижению в Санкт-Петербурге механизма координации инвестиционного процесса. В рамках институционализации инвестиционной политики Санкт-Петербург отстал от таких регионов, как Республика Татарстан, Вологодская область, на 1–2 года, особенно с разработкой и принятием инвестиционной стратегии, декларации, меморандума.  В 2013 году правительством Санкт-Петербурга оперативно приняты такие концептуальные документы, как «Инвестиционная декларация Санкт-Петербурга», «Инвестиционный паспорт», подготовлены проекты «Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга», «База данных инвестиционных предложений».

Реализуемые и планируемые к реализации комплексы мероприятий, в условиях дефицитного для Санкт-Петербурга бюджета 2013 года,  направлены в первую очередь на создание благоприятных инвестиционных условий путем организации эффективных механизмов развития малых и средних предприятий, снижения административных барьеров, развития конкуренции и инновационного предпринимательства. Однако существует потребность в создании действенных механизмов по привлечению в Санкт-Петербург новых инвесторов, снижению издержек финансового и административного характера, связанных с вхождением в рынок, и организации процесса сопровождения инвестиций. Выполнение задач органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, позволяет отметить смещение фокуса с внутренних аспектов (например, организационных вопросов и действующих программ) в сторону концентрации на клиентов (то есть инвесторов и сотрудников), что даст положительный эффект в перспективе. Одним из инструментов по решению проблем является разработка инвестиционной стратегии Санкт-Петербурга, которая позволит адаптировать методы регулирования и стимулирования инвестиционных процессов к изменяющимся условиям внешней и внутренней городской среды и повысит эффективность использования городских ресурсов.

 

Литература

Большаков С.Н. Инвестиционное обновление стратегии регионального экономического развития // Государственная служба. 2003. №4 (24).

Большаков С.Н., Большакова Ю.М. Подходы к оценке социально-экономического потенциала региона. На примере Новгородской области // Федерализм. 2011. №2.

Большаков С.Н., Большакова Ю.М. Управление развитием промышленного сектора экономики региона. Опыт Новгородской области // Государственная служба. 2011. №4.

Иванова, Н.В. Инвестиционная привлекательность российских регионов: актуальные проблемы / Н.В. Иванова, Ю.С. Сафронова // Экономика и управление: сборник научных трудов Ч. 3. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

Инвестиционный паспорт региона. Специальный выпуск «11-й Петербургский международный экономический форум» // Инвестиции и конкурентоспособность. М.: 2007.

Ломаза З.М. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики в регионах Северо-Западного федерального округа // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2008. № 3(37).

Ломаза З.М. Инвестиционная привлекательность и инвестиционная политика региона // Вестник Российской академии естественных наук. 2008. № 2. Вып. 12.

Материалы экспресс-анализа инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге. Январь 2013 // Комитет по информатизации и связи. Санкт-Петербургский ИАЦ. 2013.

Инвестиционный меморандум Республики Татарстан на 2011 год. Казань: 2011.


[1]  Исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012: Грядет третья волна»  http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/10_01_13/regkongress_2012.pdf

[2] Исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012: Грядет третья волна»  http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/10_01_13/regkongress_2012.pdf

[3] Проект «Ведение бизнеса» Всемирного банка http://russian.doingbusiness.org/data

[4] Исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012: Грядет третья волна»  http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/10_01_13/regkongress_2012.pdf

[5] См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2096-р от 15 ноября 2012 г. «О перечнях показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».

Указ Президента Российской Федерации № 1276 от 10 сентября 2012 г. «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2550-р от 27 декабря 2012 г.  «О методиках определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ».

[6] Исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012: Грядет третья волна»  http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/10_01_13/regkongress_2012.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *