Ирина Соколова. Формирование трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа для реализации инвестиционных проектов

Управление регионом

Рекомендуемая ссылка на статью:
Ирина Соколова. Формирование трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа для реализации инвестиционных проектов // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Ирина Соколова, вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Салехард, проспект Молодежи, д.9). E-mail: vc-gubernator@yanao.ru

Аннотация: Автор проводит анализ трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом потребностей реализуемых в регионе инвестиционных проектов. В статье выявлены факторы, влияющие на формирование этого потенциала, а также определены основные пути повышения его качества.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, инфраструктура, Арктика, трудоспособное население, конкурентоспособность, человеческий капитал.

В современном мире при переходе к постиндустриальному обществу человек остается важнейшим фактором не только экономического развития, но и преобразователем всей общественной жизни. Известно, что две трети роста валового внутреннего продукта напрямую зависят от человеческого фактора, его интеллектуальных способностей и мотивации к труду [Римашевская, 2011. С. 25–30].

Стремительный рост интересов многих стран к арктическому региону влияет на рост конкуренции и соперничества в сфере освоения арктических территорий. Эта конкуренция в силу природно-климатических особенностей региона, уязвимости экосистемы, сложности природных условий для организации хозяйственной деятельности человека требует от государства консолидации значительных трудовых ресурсов. По оценкам многочисленных экспертов, трудовой потенциал России истощается [Леонидова, Панов, Попов, 2013]. Наряду с прогнозируемым ростом доли нетрудоспособного населения, продолжающейся миграцией высококвалифицированных кадров, «утечкой мозгов», рост технологичности производства предъявляет новые требования к квалификации рабочей силы, в то время как результаты профессионального образования используются неэффективно с точки зрения производства: высок уровень работающих не по специальности, слабая взаимосвязь между потребностями бизнеса и возможностями образования.

В регионах российской Арктики сегодня требуются кадры, умеющие быстро перестраиваться в соответствии с конъюнктурой рынка труда. Однако зачастую потенциальные работники не имеют необходимого образования, здоровья и практических навыков для выполнения поставленных перед ними задач. Разрыв между спросом на кадры в отдельных отраслях экономики и их предложением не сокращается, причем как в сфере управления, так и в сфере реального производства.

Сегодня на территории Ямало-Ненецкого автономного округа развивается Бованенковский, Тамбейский, Новопортовский, Мессояхинский и Каменномысский центры нефтегазодобычи, являющиеся отправной вехой в освоении колоссальных газовых ресурсов Арктики. Строится завод по производству сжиженного газа «Ямал СПГ» и порт Сабетта, начинается реализация проекта «Северный широтный ход». Уже в ближайшем будущем они изменят не только экономическую картину российской Арктики, но и будут влиять на глобальные процессы всей планеты. В этой связи Ямал можно назвать центром реализации «Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утверждённой Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 года.

Реализуемый в настоящее время системный подход к развитию нефтегазового комплекса позволит обеспечить динамичное и эффективное освоение углеводородов Ямало-Ненецкого автономного округа при условии превентивной подготовки трудового потенциала, который должен соответствовать масштабам текущих проектов освоения Арктической зоны Российской Федерации.

На настоящее время в научных кругах нет единой методологической базы для факторного анализа трудового потенциала, имеющего смежные характеристики таких наук, как экономика труда, социально-трудовые отношения и поведенческая психология населения. Однако исследователями признается важность его оценки как сложной социально-экономической системы, развитие которой определяет его соответствие требованиям системы более высокого уровня – национальной экономики [Былков, 2012].

Согласно исследованию Всемирного банка, национальное богатство стран с развитыми экономиками на 64% состоит из человеческого капитала, 16% приходится на физический капитал и 20% – на сырьевой. Российская же экономика исторически сильно зависела от добычи углеводородов, и, как следствие, ее национальное благосостояние на 72% проистекает из сырьевого капитала, человеческий и физический капитал вносит свой вклад лишь по 14% каждый [World Development Report, 1997].

В Ямало-Ненецком автономном округе проблема преодоления имеющихся в стране негативных тенденций в развитии трудового потенциала стоит особенно остро, ведь реализация масштабных инфраструктурных, инновационных и технологически сложных проектов в климатически неблагоприятных условиях возводят «человеческий фактор» в категорию, обеспечивающую по сути экономическую эффективность того или иного проекта.

Данный регион является стратегически важным звеном российской экономики. В его развитие направляются средства федерального бюджета и целевых фондов. В то же время ряд проектов добывающей и перерабатывающей промышленности привлекают долгосрочные инвестиции частного и иностранного капитала. Строительство завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» ведется российской частной компанией «Новатэк» (80% участия) в сотрудничестве с французской нефтегазовой компанией Total (20%). Из таблицы видно, что в ближайшие несколько лет в экономику региона будет инвестировано более полутора трлн руб., и это только по 10 крупнейшим проектам[1].

Таблица. Десять крупнейших утвержденных инвестиционных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе

Соколова_1

Инфраструктурное и дорожное строительство, модернизация существующих перерабатывающих мощностей и разработка новых месторождений – вот неполный перечень инвестиционных направлений на ближайшие годы. Результатом реализации этих проектов станет рост внутреннего регионального продукта, увеличение доходов различных уровней бюджетов, создание новых рабочих мест, обновление и расширение функционала социальной инфраструктуры территорий. Очевидно, что в выполнении проектов с максимально эффективным использованием уже действующей инфраструктуры и потенциала постоянно проживающего, в том числе и коренного населения, заинтересованы как региональные власти, так и инвесторы. И хотя часть проектов подразумевает создание временных рабочих мест, например, строительство дорог и мостов, их обслуживание после ввода объектов в эксплуатацию также потребует привлечения квалифицированных кадров, пусть и в меньшем, чем на этапе строительства, количестве.

Среди наиболее востребованных профессий можно выделить прежде всего инженерные специальности, а также операторов специальной техники, квалифицированных рабочих. Очевидно, что потребуют заполнения и вакансии управленческого персонала, сопутствующих служб сопровождения бизнеса, таких как бухгалтерские, бюджетно-финансовые, IT блоки. Именно поэтому сегодня необходимо знать достаточность и соответствие трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа реализуемым проектам промышленного освоения региона и предъявляемым к ним требованиям.

Справедливо будет сказать, что рассматривать развитие трудового потенциала региона через призму реализации кратко- и среднесрочных проектов не совсем корректно. Так как помимо социально-экономических интересов текущих поколений необходимо учитывать потребности будущих поколений, создавая платформу для устойчивого экономического развития региона в будущем. Именно поэтому трудовой потенциал региона должен быть связан с развитием инновационной экономики, ставящей перед собой цель долгосрочного повышения производительности труда, развития социально ответственного бизнеса и сохранения окружающей среды.

Следует отметить факторы, препятствующие развитию трудового потенциала в России в целом:

  • сокращение численности населения и уровня занятости в экономике;
  • растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;
  • низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования[2].

В первом приближении демографическая ситуация в автономном округе похожа на сложившуюся в стране: при номинальном росте численности населения доля трудоспособного населения сокращается. Налицо выраженное старение граждан, что, безусловно, влияет на совокупный трудовой потенциал страны посредством усиления требований к производительности труда занятого в экономике населения, увеличения демографической и налоговой нагрузки на бизнес и работающие поколения. Как показано на графике 1, в периоды миграционной активности округу удается сгладить последствия естественного старения населения, тогда как по России миграционный приток лишь отчасти компенсирует негативные сдвиги в возрастной структуре, не приводя к росту работоспособного населения.

График 1. Динамика общей численности населения и численности трудоспособного населения в России и Ямало-Ненецком автономном округе (2010–2013 годы)

Соколова_2

Более того, в Ямало-Ненецком автономном округе доля трудовых мигрантов в структуре работающего населения выросла за последние несколько лет до 7,6% по состоянию на конец 2013 года. Одновременно с этим можно отметить следующее отличие демографической ситуации в регионе от общероссийской: в России только в 2013 году наметились признаки выхода из так называемого демографического кризиса, характеризующегося естественной убылью населения, в то время как Ямало-Ненецкий автономный округ он если и затронул, то в гораздо меньшей степени.

С момента распада СССР до 2013 года население страны сократилось на вызывающие опасения 5,3 млн человек (3,6% от численности населения на начало 1991 года). И только в 2013 году был зафиксирован естественный прирост и номинальное увеличение численности населения, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе на протяжении последних 10 лет не было ни одного года, когда родилось меньше людей, чем умерло. Естественный прирост населения региона ежегодно достигает 1,1%.

Как показано на графике 2, в 2005 году естественная убыль населения в России составила более 800 тыс. человек (или 0,6% общей численности населения страны), и ситуация начала выравниваться только в 2009–2013 годах. Исследователи связывают рост рождаемости последних лет с вступлением в социально-зрелый возраст поколения 80-х годов ХХ века – периода, на который приходился бум рождаемости в СССР, тогда как материальное стимулирование формирования многодетных семей через программы «материнского капитала», поддержки семей с тремя и более детьми имеет не столь ощутимый эффект. И хотя демографическая ситуация в стране в последнее время складывалась благополучно, в ближайшие годы рождаемость может пойти на спад из-за уменьшения числа женщин детородного возраста и тенденции к созданию семей с одним или двумя детьми, считает первый зампред комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина[3].

График 2. Естественное движение населения в Ямало-Ненецком автономном округе и России за 2005–2013 годы (человек)

Соколова_3

Благодаря традиции коренных народов Севера иметь многодетную семью, рождаемость в округе выше как средней по стране, так и других арктических регионов, где доля русских в национальной структуре населения доминирует. В последние восемь лет в Ямало-Ненецком автономном округе наблюдался последовательный рост коэффициента рождаемости (на 1 тыс. жителей) от 13,6% в 2005 году до 16,6% в 2013, опережая средние показатели по стране (10,2–13,2%, соответственно). Вместе с этим, коэффициенты смертности в регионе значительно ниже среднероссийских (5,1 на 1 тыс. жителей против 13 по России в 2013 году).

Экономически-климатическая парадигма развития Ямало-Ненецкого автономного округа находит свое отражение в возрастной структуре населения. Согласно классификации ООН, население государства считается старым, если доля людей в возрасте старше 65 лет в общей численности превышает 7%. На начало 2013 года в России этот показатель находился на уровне 12,9%, тогда как общая численность населения пенсионного возраста превысила 23% (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет). В Ямало-Ненецком автономном округе ситуация кардинально другая: доля жителей нетрудоспособного возраста в общей численности населения составляет менее 9%, что в 2,5 раза ниже среднего показателя по стране.

График 3. Сравнительный анализ доли жителей старше трудоспособного возраста в общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа и России

Соколова_4

Одновременно с этим, учитывая миграционный характер трудоспособного населения и тот факт, что мужчины традиционно более миграционно мобильны, в регионе практически не ощутимы гендерные диспропорции, количество мужчин и женщин сопоставимо (49,5% и 51,5% в общей численности, соответственно, на начало 2013 года).

Также стоит отметить, что высокая привлекательность региона для бизнеса и экономически активного населения находит свое отражение в высокой производительности труда и низких уровнях безработицы. Если средний россиянин «произвел» в 2012 году 434 тыс. руб. национального валового внутреннего продукта, то житель Ямало-Ненецкого автономного округа положил в копилку валового регионального продукта более 2 млн руб. Конечно, столь большая разница, в первую очередь, обусловлена эффективностью сырьевой составляющей экономики региона, которая также обеспечивает и высокую занятость с уровнем безработицы в 3,3% (на конец 2013 года) против 5,5% – в среднем по России.

Таким образом, очевидно, что Ямало-Ненецкий автономный округ является нетто-реципиентом трудоспособного населения, в то время как бремя пенсионного обслуживания несут другие регионы страны. В федерально-структурированной системе распределения средств между бюджетами различных уровней такая система более чем оправдана в долгосрочной перспективе, хотя и способствует появлению дотационно зависимых регионов, не обеспечивающих производства достаточной добавленной стоимости для покрытия постоянных социальных издержек.

В оценку состояния трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа входят также следующие факторы:

  • уровень образования постоянно живущего населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, его конкурентоспособность по сравнению с профессиональными характеристиками миграционного потока;
  • возможность до определенной степени компенсировать суровые условия труда и быта достойным вознаграждением в прямой денежной и косвенной социальной форме;
  • соответствие социальной инфраструктуры ожиданиям прибывающего из других регионов работающего населения, профилю профессионально и климатически обусловленных заболеваний, требованиям повышения квалификации с развитием технического прогресса.

Во всероссийском рейтинге уровня жизни в регионах, составляемом компанией «РИА Рейтинг», Ямало-Ненецкий автономный округ занимает 50-е место в категории «Здоровье и образование населения» – интегральный показатель, анализирующий как заболеваемость, ожидаемую продолжительность жизни в регионе, так и долю жителей, имеющих законченное высшее образование.

Согласно данным за 2013 год, законченное высшее образование имеют 27% жителей Ямало-Ненецкого автономного округа в возрасте старше 15 лет против 21% в среднем по России, обгоняя такие нефтедобывающие регионы, как Ханты-Мансийский автономный округ (25%) и Тюменскую область (24%)[4]. Высокая квалификация работающего в регионе населения во многом объясняется высоким уровнем заработной платы. В рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни Ямало-Ненецкий автономный округ занял 36-е место в 2013 году.

Таким образом, в регионе остро стоит вопрос о необходимости совершенствования условий охраны труда на предприятиях с высоким уровнем вредных выбросов, а также о разработке пакета стимулирующих мер для предприятий с целью увеличения инвестиций в природоохранную деятельность, в том числе направленную на снижение объема вредных выбросов в атмосферу.

С учетом утвержденного перечня инвестиционных проектов в регионе и потребности в трудовых ресурсах для их реализации и эффективной работы, текущего трудового потенциала округа может быть недостаточно, так как квалифицированные трудоспособные жители региона уже заняты в экономике, и конкуренция за них не может осуществляться в ущерб уже работающим предприятиям. Поэтому грамотное использование потенциала безработного населения и повышение привлекательности округа для экономически активной части жителей других регионов – являются основными задачами наращивания трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа.

Литература

Былков В.Г. Концептуальные основы теории развития трудового потенциала. // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 3 (82).

Леонидова Г.В., Панов А.М., Попов А.В. Трудовой потенциал России: Проблемы сбережения. // Проблемы развития территории. 2013. № 4 (66).

Сморчкова В.И., Харлампьева Н.К. Социальные инновации в Арктике как фактор устойчивого развития. // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 1.

Римашевская Н. Пути повышения качества трудового потенциала в современной России // Народонаселение, 2011. № 1.

World Development Report 1997: The State in a Changing World. Oxford: Oxford University Press, 1997.


[1] 10 крупнейших инвестиционных проектов Ямало-Ненецкого автономного округа // http://1tmn.ru/ratings/tmn-ratings/10-krupnejjshikh-investicionnykh-proektov-4116251.html

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года»

[3] Рождаемость в России в ближайшие годы может пойти на спад // http://ria.ru/society/20140514/1007761749.html

[4] Рейтинг регионов Российской Федерации по качеству жизни за 2013 год // http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2013.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *