Рекомендуемая ссылка на статью:
Валерий Орешин, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46). E-mail: macro@econ.msu.ru
Аннотация: В статье рассматриваются методологические аспекты управления факторами риска развития региональной экономики, решения управленческих задач в условиях неопределенности, критерии оценки факторов риска в практике управления, а также методологические основы управления рисками.
Ключевые слова: неопределенность, риск, принципы и методы управления рисками, организация процесса управления рисками.
За прошедшие годы реформирования российской экономики можно отметить существенные изменения в вопросах теории и практики управления рисками. От старой парадигмы, где в основном использовался эпизодический и фрагментированный риск-менеджмент, произошел переход к новой парадигме, в которой с успехом используется непрерывный, динамический, расширенный, дающий основание характеризовать его как интегрированный риск-менеджмент.
Одновременно недостаток инструментов и механизмов, позволяющих понять природу происходящих изменений, во многом связан с возрастающим объемом информации о многочисленных источниках опасности и расширением факторов риска. Научное осмысление динамической природы возникающих угроз, поиск эффективных инструментов прогнозирования и оценки возникающих факторов риска становятся актуальными для практики регионального управления.
Какие сложные проблемы управления гражданским обществом выходят в настоящее время на первый план? Выделим наиболее значимые: ослабление взаимного доверия между властью, бизнесом и населением и, как следствие, игнорирование или слабая поддержка властных инициатив; отсутствие прозрачной системы управления в бизнесе и недостаточная финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов. Состояние финансовой системы и в целом рыночной инфраструктуры не позволяет строить долговременную инвестиционную политику, создавать новые рабочие места в реальном секторе экономики. Все это усиливает напряжение в обществе, обуславливает деструктивное оппортунистическое поведение различных социальных групп, становящееся барьером на пути модернизации экономики России. Бифуркации в социальной системе, усиленные последствиями экономических санкций, могут спровоцировать те или иные негативные ситуации в обществе. Именно такие проблемы становятся источниками различных факторов риска.
На территории России в настоящее время располагается около 45 тыс. производств, большое количество зданий и сооружений, находящихся в ветхом или аварийном состоянии, дальнейшая эксплуатация которых может привести, и нередко приводит, к чрезвычайным ситуациям регионального или национального уровня. Многие регионы регулярно испытывают на себе негативные последствия наводнений и засухи, ураганных ветров и пожаров, оползней и обвалов грунта. В опасном состоянии находятся крупные мосты, эстакады, плотины, подпирающие водохранилища, содержащие несколько кубических километров воды, не утилизированы ядерные реакторы первых поколений, более сотни атомных подводных лодок и надводных судов [Малинецкий, Медведев, Маевский, Осипов, Залиханов, Фролов, Махутов, Львов, Римашевская, Кузнецов, Кульба, Посашков, Гусев, Митин, Махов, Воробьев, Фалеев, 2003].
Такие риски характеризуют уязвимость общества от чрезвычайных ситуаций. Ежегодно число погибших от рисковых ситуаций повышается в нашей стране на 3–4 %, а материальный и моральный ущерб – на 8–10%.
Методы силового воздействия на сложные природные, экономические и социальные системы становятся все менее эффективными. В современных условиях эти методы не дают ожидаемых результатов, не соответствуют принципам устойчивого развития территориальных сообществ. Профессиональное управление рисками становится неотъемлемой деятельностью на всех уровнях менеджмента, именно поэтому представляется актуальным рассмотрение методологических аспектов управления факторами риска как в производственной, предпринимательской, так и в государственной практике управления.
Современные принципы управления рисками определяют требования к системе, структуре и методам риск-менеджмента. В качестве ведущего в системе управления рисками обозначим принцип научной обоснованности методов. Научный подход в риск-менеджменте предполагает комплексный анализ всей совокупности факторов риска и дает возможность выбрать оптимальные инструменты их прогнозирования, позволяет выработать стратегию динамического управления рисками и существенно снизить возможные потери.
Другим не менее важным принципом в теории управления рисками является принцип системного подхода, дающий возможность рассматривать все риски и возможности их организации. Такой подход предполагает исследование всей совокупности взаимосвязанных, взаимозависимых и непрерывно взаимодействующих друг с другом факторов риска. В его основе лежит системный анализ структурированных, слабоструктурированных и неструктурированных факторов риска, позволяющий находить оптимальное решение в условиях неопределённости.
Следующим выделим принцип оптимальности в риск-менеджменте, руководствуясь которым организация способна обеспечивать достижение своих целей с минимальными затратами ресурсов. Критерии оптимальности в отечественной и зарубежной литературе представлены достаточно широко, однако крайне редко используются в практике территориального управления.
В условиях неопределенности изменений внешней и внутренней среды, в которых принимаются управленческие решения, важная роль отводится принципу гибкости в риск-менеджменте, дающему возможность своевременной адаптации к турбулентности окружающей среды и быстрой настройки организации на достижение новых целей ее функционирования. Естественно, список рассмотренных принципов управления рисками можно расширять, вводя новые, отвечающие целям и задачам конкретного субъекта управления.
В процессе социального управления риски принятия решений имеют свою специфику. Если природные, техногенные и иные риски достаточно быстро обнаруживают свои отрицательные результаты, то риски в социальной сфере имеют отложенный характер проявления, поскольку социальные последствия их могут обнаружиться через достаточно большой промежуток времени. А значит, и ответственность за социальные, экономические или экологические решения будет иметь размытый характер, способствовать тем самым воспроизводству социальных рисков.
В современном обществе способность быстро и адекватно реагировать на возрастающую неопределенность и риски становится экономическим ресурсом, обеспечивающим саморазвитие любого территориального сообщества. Волатильность сложных социально-экономических процессов обуславливает в процессе взаимодействия рыночных агентов рост транзакционных издержек, таким образом, происходит значительное увеличение рисков функционирования как отдельных социально-экономических систем, так и общества в целом.
Формирование способности к самоорганизации региональных и муниципальных экономических систем предполагает использование более тонких (точных) форм и методов управления ими, позволяющих обеспечивать управление по слабым сигналам, получаемым субъектами от внешней и внутренней среды. Их стратегический анализ и выявление возможностей получения ожидаемого результата направлены на снижение вероятности отклонения от планируемых показателей и индикаторов развития территорий.
У государства имеется достаточно широкий спектр административных и экономических методов, а также инструментов влияния на динамику социальной, хозяйственной и предпринимательской деятельности. Их стратегический анализ и выявление возможностей получения ожидаемого результата направлен на снижение вероятности отклонения от планируемых показателей и индикаторов. Поэтому задача государства и органов территориального управления заключается в своевременной оценке тенденций, ожидаемых рисков, а менеджмента на предприятиях – в реализации прогнозных целей.
Все более возрастающая роль «человеческого фактора» в качестве причины нарастающих катастрофических ситуаций в социально-экономических и экологических системах, с одной стороны, и возрастающая опасность локальных катастроф с глобальными последствиями, с другой стороны, убеждает в необходимости переноса центра тяжести в управлении рисками на уровень точечного прогноза факторов риска и реагирования (местный контроль) и точечной (персонализированной) ответственности. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и иного характера, произошедшие в последние годы в нашей стране, дают основание утверждать, что местные власти не всегда владеют методами и инструментами анализа и прогнозирований рисковых ситуаций, и более того, не обладают необходимыми знаниями управленческого поведения в экстремальных ситуациях. Тем самым вновь возникает необходимость системного подхода к анализу внутренней и внешней среды территориального сообщества, без которых невозможно четко сформулировать как дерево проблем, так и стратегию программного регулирования сложными социально-экономическими процессами.
Под стратегией управления рисками территориального развития следует понимать структурированные цели и совокупность различного рода мероприятий и механизмов их реализующих, обеспечивающих снижение опасности принятия ошибочного решения, а также сокращение возможных негативных последствий этих решений на других этапах деятельности институциональной единицы. В числе механизмов современного управления рисками в территориальных экономических системах возможно использовать следующие:
- институциональные и правовые механизмы: законы, нормы, стандарты правила;
- экономические механизмы: налоговые, бюджетирование, госзаказы и программы закупок, бухгалтерская и статистическая отчетность, аудит, оценки рисков, механизмы страхования, самострахования, хеджирования, гарантии, поручительства органов территориального управления;
- социальные механизмы: убеждение, мораль, социальное нормирование, социальное партнерство, самоконтроль, мотивация и стимулирование;
- управленческие: СВОТ-анализ, прогнозирование, планирование, контроль, диверсификация, имитационное моделирование, классификация и картографирование факторов риска, лимитирование;
- информационные: мониторинг, коммуникации, публичность деятельности.
В настоящее время в практике территориального управления все еще существуют значительные отличия между различными видами и факторами рассматриваемых рисков. Причем в оценке факторов неопределенности до настоящего времени отсутствуют четкие критерии и показатели. Ощущается необходимость разработки, внедрения и использования универсальных интеллектуальных методик измерения рисков. Эти методики должны объединять классические статистические подходы к управлению рисками с неклассическими подходами, экспертной оценкой и структурированными способами рассмотрения вероятных сценариев рисков, а также причинно-следственных связей [Круи, 2011].
Инструменты исследования современного мира находятся в междисциплинарной плоскости, поэтому согласованная реализация решаемых проблем во многом зависит от интеграции используемых способов управления. Оценка и выбор варианта стратегии развития территориального сообщества в контексте решаемых проблем может проводиться по различным критериям, в числе которых выделим наиболее существенные:
- минимальные затраты времени на реализацию управленческого решения при имеющихся ограничениях ресурсов и сформулированных целевых показателях;
- минимальные затраты на достижение фиксированных целевых показателей и временных показателей;
- минимальные отклонения фактических результатов от целевых показателей при нормативных затратах и определенном времени реализации;
- интеграция процесса управления рисками в стратегические и оперативные планы и программы социально-экономического развития территорий.
Применение в управленческой практике развития территориального сообщества данных критериев предполагает использование экономико-математических методов, учитывающих преимущественно поливариантный характер решений. Любая программа, включая и программу управления рисками сложных социально-экономических систем, предполагает ее содержательное наполнение. Для формирования объективных баз данных требуются ресурсы, их тщательный отбор и анализ. Одновременно приобретать программный продукт без создания методологической и практической основы – ошибочный путь, как и создание системы территориального риск-менеджмента без использования инструментария и эффективного программного продукта, выбранного с учетом целей, задач и специфики развития территориального сообщества.
Практическим результатом данной аналитической работы может быть разработанный паспорт безопасности территории, который интегрирует в себе совокупность экономической, социальной и иной информации, позволяющей прогнозировать возможные риски местного развития. В данном паспорте необходимо отражать факторы неопределенности в социальной, экономической, экологической и других сферах жизни населения. В его основу можно положить типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработанный и утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[1]. Он охватывает в основном чрезвычайные ситуации и включает показатели степени их риска, возможные последствия прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и отражает уровень работы территориальных органов по их предупреждению. Кроме того, он предполагает разработку программных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий их экспозиции на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Представляется важным включение в данный паспорт показателей, характеризующих экономические и финансовые риски, отражающие вероятностные политические и экологические риски, а также возможные социальные конфликты. Вполне очевидна необходимость профессиональной работы с уровнем риска и сложными инструментами управления рисками, направленной на фокусирование возможных потоков неопределенности, оценку вариантов развития событий и учет их взаимного влияния.
Прогнозирование параметров всего комплекса рисков территориального развития даст возможность органам местной власти выбирать наиболее эффективные инструменты управления и рационально использовать имеющиеся для этой цели ресурсы. Единая процедура анализа, постановки и решения проблем развития территориальных сообществ дает возможность внедрять инновации в процесс управления с минимальными потерями для населения.
Литература
Круи М. Основы риск-менеджмента. М.: Издательство Юрайт, 2011.
Малинецкий Г.Г., Медведев И.Г., Маевский В.И., Осипов В.И., Залиханов М.Ч., Фролов К.В., Махутов Н.А., Львов Д.С., Римашевская Н.М., Кузнецов И.В., Кульба В.В., Посашков С.А., Гусев А.В., Митин Н.А., Махов С.А., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Проект системы научного мониторинга и кризисы современной России. М. 2003.
Пригожин И., Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979.
[1] Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»