Валерий Бакушев. Особенности политических интересов «партий-льготников» и электоральные ожидания в выборной кампании — 2015

Гражданский диалог

Рекомендуемая ссылка на статью:
Валерий Бакушев. Особенности политических интересов «партий-льготников» и электоральные ожидания в выборной кампании — 2015 // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №5 (97)
.
Валерий Бакушев, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82), действительный член РАЕН. E-mail: vv.bakushev@migsu.ru

Аннотация: На фоне изменений в избирательном законодательстве в статье рассматриваются грядущие выборы в региональные парламенты и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Автор приводит результаты обследования, проведенного кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и управления при Президенте Российской Федерации среди экспертов наиболее активного возраста (26–35 лет). В результате обследования были получены прогнозы относительно электоральных предпочтений избирателей.

Ключевые слова: политические партии, выборы, Государственная Дума, региональные парламенты, экспертное обследование.

От устойчивости политической системы, создания разумного политико-управленческого механизма зависят и общий потенциал жизнеспособности страны, и уровень ее конкурентоспособности в мировых политических и экономических процессах. До введения санкций Запада Россия неплохо позиционировала себя во внешней политике, находясь в седьмом десятке рейтинга глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума 2013–2014 годов (64-е место из 142 стран-участниц). По данным международного финансового института, Россия в 2012 году заняла пятое место в мире по размеру экономики.

В последнее время руководство страны приоритет «внешнего» вектора переводит в русло «внутреннего». И это справедливо: обустройство жизни россиян представляется важнейшей политической задачей. Отвечая на вопросы граждан страны в своей ежегодной «Прямой линии» 16 апреля 2015 года, Президент России В.В. Путин дал понять, что «самый острый период нынешнего экономического кризиса преодолен» и «менять экономическую политику за счет доходов граждан» он не намерен. Разногласия по поводу необходимых мер, конечно, существуют. Тем не менее, Президент России указывает на следующие главные направления приложения усилий всех россиян, назвав этот курс «многовекторной задачей» на ближайшие два года при преодолении кризиса:

– создание лучших условий для бизнеса и частных инвесторов;

– совершенствование кредитно-денежной политики;

– улучшение системы управления в стране в целом, в правительстве и отдельных отраслях;

– совершенствование правоохранительной сферы и судебной системы[1].

В определенной мере решению этих задач, рационализации управления, прежде всего на региональном уровне, должны служить и проводимые в стране выборы. В ближайшее время нас ожидают две волны избирательной кампании: 13 сентября 2015 года обновятся региональные парламенты, а в третье воскресенье сентября 2016 года пройдут выборы депутатов Государственной Думы. Поэтому важно рассмотреть основные аспекты, связанные с политическими новациями и электоральными ожиданиями.

Последние два с лишним года придали политическому процессу новые импульсы. Были приняты изменения в избирательное законодательство от установления единого дня голосования и изменений в порядке выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до либерализации партийного участия в избирательном процессе. Уточним, что всего в документы, обеспечивающие избирательный процесс, в том числе в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесено 70 изменений, почти 20 из них – с конца 2012 года (таблица 1).

Одна из законодательных новаций предусматривает для 14 общероссийских партий допуск к участию в выдвижении своих кандидатов на льготных условиях, без сбора подписей. Среди них: пять парламентских партий, включая «Яблоко», которое преодолело трехпроцентный барьер на прошлых выборах, и девять относительно новых партий, развивающих свою активность[2].

Таблица 1. Изменения, внесенные в основной избирательный Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др. (2002-04.2015 гг.)

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Начало

2015

Кол-во изме­нений 1 3 4 2 5 5 6 7 7 8 5 8 8 1

 

Депутатский корпус по итогам осенних выборов 2015 года может составить более 180 тысяч народных избранников. В том числе почти четыре тысячи (3973 человек) – это депутаты субъектов Российской Федерации, включая Крым и Севастополь. В ходе региональных выборов в 79 субъектах страны будут избраны депутаты местных представительных органов (согласно рекомендациям ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2013 года № 131, в зависимости от численности населения городов и других муниципальных образований).

Почти через полгода после объявления ЦИКом России перечня партий, получивших льготный допуск к выборам (без сбора подписей), в апреле 2015 года кафедра парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления провела экспертное обследование текстов партийных программ, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации[3]. В оценках экспертов отражены концентрированные современные мнения: ожидания по политическому спектру активности и возможным итогам осенних выборов, которые пройдут в большинстве регионов 13 сентября 2015 года.

Первая позиция обследования – о «рейтинге партий». В конкурентной борьбе парламентских партий возможно ожидать следующего распределения позиций: «Единая Россия» – 1-е место; КПРФ – 2-е место; ЛДПР и «Справедливая Россия» будут делить – 3-е место; «Яблоко» имеет шанс остаться в составе «парламентской группы», если не пойдет на альянс с националистическими политическими силами.

В отношении непарламентских девяти «партий-льготников» разброс мнений более значительный. Здесь определенно играет роль фактор информационной работы: с предвыборными идеями этих партий пока далеко не все знакомы в деталях. Общий рейтинг (по итогам опросов) выглядит следующим образом: в тройке лидеров могут оказаться три партии: «Правое дело», «Патриоты России», «Гражданская платформа». К ним могут примкнуть «Коммунисты России» (региональное мнение, кроме московского мегаполиса). Далее в регионе могут быть «Родина», «Зеленые», «Гражданская сила». К партиям аутсайдерам экспертами (подчеркнем, это люди активного возраста 26–35 лет) отнесены «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Республиканская партия России – Партия народной свободы (РПР-ПАРНАС)». Еще раз уточним, что эксперты высказывали мнение «не свое личное», а прогнозировали «возможные электоральные предпочтения граждан», выбирающих «свою партию» на выборах. То есть это прогноз итогов выборов – как распределятся предпочтения граждан в выборе «своих партий».

Вторая позиция выявляла мнение экспертов в отношении лучшей для России политики в современных условиях (влияние санкций Запада и мирового кризиса, растущая усталость от «неблагополучия» на Украине и т.п.). Важно было оценить поддержку принятого высшим руководством страны (с лета 2014 года) курса о развитии активности на «восточном направлении». По мнению экспертов, России следует: во-первых, «балансировать» между Западом и Востоком, так как на «восточном направлении» еще многое не отрегулировано, не готовы кадры и т.д.; во-вторых, следует «искать новый вектор без оглядки на прошлое». По мнению экспертов, представляется также важным вернуться к взаимодействию «с Европой без США». Но путь  к «западному ориентиру» в понимании 90-х годов ХХ века практически не поддерживается.

Третья позиция. Эксперты оценивали возможности Евразийского экономического союза (ЕАЗС) на начальном интеграционном этапе по обеспечению скоординированной агропромышленной политики и обеспечению продовольственной безопасности, что предусматривается соглашением об интеграции государств-партнеров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и с мая 2015 года Киргизия). То есть можно ли ожидать, что скоординированная политика производства продовольствия и обеспечения логистики на общем пространстве, где проживает около 300 млн человек, обеспечит продовольственную безопасность государств-партнеров? В том числе – России, находящейся под санкциями и стремящейся обеспечить импортозамещение (здесь понимается как торговля со странами Запада).

Обобщая, можно констатировать, что большинство экспертов этот вектор рассматривают положительно. Хотя часть считает, что это «частное решение продовольственной проблемы для России». Не менее значима «аграрно-продовольственная интеграция» со странами БРИКС, ШОС, которая должна вестись параллельно. Предложение «вернуться к прежнему формату работы на продовольственном рынке» фактически не поддерживается. Единичное мнение высказано теми, кто хотел бы рассматривать в качестве активной силы на сентябрьских выборах в России «партии-западники», а это – «Гражданская сила», Республиканская партия России — Партия народной свободы (РПР-ПАРНАС).

Для более точного определения политического лица партий-участников выборов на льготных условиях на основе анализа их уставов в исследовании были выбраны три критерия оценки. Это отношение к интеграции страны по векторам запад-восток, обеспечение продовольственной безопасности, особенности организации и реализации функций местной власти. Пять партий-льготников ориентируются на Восток, четыре – только на Запад, три – не определились, две – за поиск новых подходов, не похожих на прежние.


[1] «Прямая линия» Президента РФ В.В. Путина 16 апреля 2015 года («Телемарафон»).

[2] Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 03.02.2015); Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др.

[3] В составе 14 «партий-льготников»: парламентские партии — «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко»; непарламентские партии – «Правое дело», «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Республиканская партия России — Партия народной свободы (РПР-ПАРНАС)», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Гражданская сила». В составе экспертов выступали магистранты РАНХиГС первого и второго года обучения, всего 102 человека из 13 регионов, в т.ч. одна треть экспертов из московского мегаполиса. Основной возраст респондентов 26-35 лет (соотношение женщин : мужчин 58:42).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *