Встраивание в цепочки добавленной стоимости и присутствие на глобальном рынке: региональный опыт

Как оценить вклад региона и федерального центра в создание цепочек добавленной стоимости? Может ли локализация промышленной сборки стать основой экспортоориентированного роста региона? Как региональная экономическая политика влияет на конкурентоспособность бизнеса? Основной темой экспертной дискуссии «Цепочки добавленной стоимости: как масштабировать лучшие региональные практики?», состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума – 2021, стало обсуждение лучших региональных практик по выстраиванию новых производств и адаптации уже имеющихся производственных ресурсов.

Участниками дискуссии стали президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, губернатор Калужской области Владислав Шапша, глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, председатель совета директоров АО «ТРАНСМАШХОЛДИНГ» Дмитрий Комиссаров и проректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Наталья Волчкова.

Глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС) отражают современную архитектуру международного торгово-промышленного сотрудничества. Участие в ГЦДС формирует возможности промышленного развития, а также развития секторов услуг на разных этапах формирования стоимости продукции. Кооперация в рамках ГЦДС позволяет странам реализовать потенциал национальных отраслей экономики. Для России участие в ГЦДС представляется важным фактором достижения национальных целей развития. Для большинства российских компаний важнейшие факторы конкурентоспособности формируются на уровне региона. В ряде субъектов уже накоплен успешный опыт различных форматов участия компаний в ГЦДС, однако масштабировать успешные практики на другие регионы пока не удается.

В период пандемии многие страны стали закрываться, эта тенденция наблюдалась и до пандемии, начал дискуссию глава РСПП Александр Шохин. «И у нас практика импортозамещения показала ту же замену глобальных цепочек внутренним рынком».

«Ресурсов ни одного населенного пункта РФ недостаточно, чтобы создать, например, автомобиль от «а» до «я» и обслуживать весь рынок. А мировой рынок определяет это, в свою очередь, как конкурентоспособность, – заявила проректор Всероссийской академии внешней торговли Наталья Волчкова. – С этой точки зрения механизм цепочек обратного типа «импорт-производство-экспорт» позволяет нам производить не весь товар, а производить какую-то его компоненту или несколько компонент, и поставлять это в рамках конечного товара уже на весь мировой рынок», – сказала Наталья Волчкова.

Рассказывая о промышленных успехах Калужской области, губернатор Владислав Шапша отметил, что изначально область не была подготовлена к производству автомобилей. И все индустриальные мощности заключались преимущественно в оборонных предприятиях. Но переквалификация кадров и активный поиск инвестиций позволили региону встроиться в новые производственные цепочки.

«Сегодня вместе с тремя концернами Volkswagen, Volvo и Mitsubishi у нас построено 30 предприятий, которые обеспечивают эти концерны компонентами. Когда-то эти предприятия строились для внутреннего рынка. Но они сумели развиться, встроиться в ГЦДС. Есть и другие примеры. Так, Volkswagen, например, сам построила завод по производству ДВС, и сегодня предприятие занимает третье место в России по производству двигателей», – констатировал глава Калужской области.

Особая экономическая зона «Липецк» до сих пор является примером того, как можно эффективно использовать ГЦДС. Липецкая область была одним из пионеров, и сейчас активно использует возможности этого инструмента. «Сегодня у нас самое большое производство картошки для «Макдональдса», недавно открыт завод по производству кофе. Кроме того, металл, боеприпасы… Очень много разных историй. Мы являемся по ряду предприятий лидерами экспорта по мировым странам. То есть у нас есть уникальная логистика и ресурсы. В том числе энергетические ресурсы», – рассказал глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов.

Глава региона подчеркнул, что каждый год Липецкая область строит 5-7 новых заводов. «Но при этом очень важно, чтобы каждое новое производство было комплиментарно уже существующему», – подчеркнул Игорь Артамонов.

Самодостаточность и высокое качество продукции — вот лучший способ оставаться в ГЦДС, не обращая внимание на кризисы и политические войны. Председатель совета директоров АО «ТРАНСМАШХОЛДИНГ» Дмитрий Комиссаров, отвечая на вопрос главы РСПП, каким образом предприятию удается оградиться от влияния западных санкций и удерживать свое место в конкурентной среде западных компаний, заявил: «Мы влияние санкций не чувствуем. У нас продукты полного цикла, то есть мы их разрабатываем сами».

 

Видео сессий

Медиабанк

 

Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.

Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.

Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры дискуссии – PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.

Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.

Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.

Международные информационные партнеры: Russia Today.

Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».

Posted in:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *