Сергей Календжян. История бизнес-школы: 20-летний путь развития Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС

Пространство образования

Рекомендуемая ссылка на статью:
Сергей Календжян. История бизнес-школы: 20-летний путь развития Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №3 (89)
.
Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный  экономист Российской Федерации.
Аннотация: Высшая школа корпоративного управления отметила свой 20-летний юбилей. За эти годы ВШКУ переживала как времена больших успехов, так и сложные периоды, связанные с финансово-экономическим кризисом и общим падением рынка бизнес-образования. Но, несмотря на  все трудности, Школа выстояла и окрепла. Автор  рассказывает об истории становления Школы, о важных этапах ее развития, о принципах и традициях, заложенных в ее основу  и о целях, которые ее коллектив ставит перед собой.
Ключевые слова: реформа образования, бизнес-образование, Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС

Не так давно, в середине мая, Высшая школа корпоративного управления отметила свой 20-летний юбилей. 20 лет бизнес-школе – это серьезный рубеж. За эти годы ВШКУ переживала как времена больших успехов, так и сложные периоды, связанные с финансово-экономическим кризисом и общим падением рынка бизнес-образования. Но, несмотря на  все трудности, Школа выстояла и окрепла. Сегодня мне бы хотелось  рассказать об истории становления Школы, о важных этапах ее развития, о принципах и традициях, заложенных в ее основу  и о целях, которые мы ставим перед собой.

Как создавалась Высшая школа корпоративного управления. Влияние лучшей зарубежной и отечественной практики

Высшая школа корпоративного управления создавалась в 1990-е годы, период зарождения российского бизнес-образования: предпринимательство в стране активно развивалось, следовательно, возрастала потребность в грамотных и высокоэффективных управленческих кадрах. Идея ее создания родилась не случайно: в основу с самого начала был положен опыт, приобретенный в результате изучения лучшей международной и отечественной практики.

Большую роль сыграл опыт IESE – одной из ведущих европейских бизнес-школ, где мне выпала возможность пройти обучение. Поездка в Барселону была, в частности, обусловлена встречей с моим другом А.А. Шамовым:  он ранее был на стажировке в IESE и пригласил меня принять участие в собеседовании, которое проходило в школе профессора В.А. Буренина. Я тогда был директором СП «Мосвест», мы занимались продвижением и организацией новых бизнесов, издательской деятельностью и семинарами. Я много ездил в Северную Америку, но постепенно переключился на Германию. Тут появилось приглашение поехать на три месяца в IESE. Обстановка в стране и в Академии была тяжелая. Перед повторными выборами Президента    Российской Федерации    Б.Н. Ельцина ситуация в стране казалась катастрофической. И в это время, в начале весны, я вернулся из Барселоны с готовой программой MBA. Для реализации программы были привлечены друзья, которые учились в IESE, Е.Н. Зарецкая, А.А. Шамов, В.И. Солнцев и др. Хотя многие говорили: «Сейчас не до бизнес-образования», было принято решение начинать набор как раз на начало июня. На основе около 2000 писем нам удалось собрать  21 человек. Так как нам не разрешили назваться программой MBA, мне удалось придумать название: Программа профессиональной переподготовки «Евроменеджмент – мастер делового администрирования для руководителей». Контингент у нас был преимущественно первые-вторые лица компаний. Вначале программа проводилась в очно-заочной форме (две недели учебы каждые 3–4 месяца), впоследствии было открыто вечернее отделение программы. В программу был включен модуль Евроменеджмент, который проводился на основе сотрудничества с Академией AFW.

В IESE большое впечатление на меня произвел подход к бизнес-образованию, основанный на сочетании трех ключевых компонентов: «образование-наука-консалтинг». Этот подход, а также мощная Ассоциация выпускников IESE, объединяющая много тысяч руководителей по всему миру, наложили отпечаток на стратегию создания и развития как программы MBA, так и Высшей школы корпоративного управления в целом.

Еще работая в Центральном экономико-математическом институте Академии наук СССР, я посетил многие университеты США, включая Стэнфордский университет, Уортонскую бизнес-школу Пенсильванского университета, Карнельский университет, Калифорнийский университет (UCLA), Мериленский университет, Колумбийский университет и другие. Эти визиты, встречи и дискуссии давали новые представления об организации обучения и научных исследованиях. Некоторые отличительные черты их университетской среды я включил позже в стандарты Высшей школы корпоративного управления. Например, встречи декана и преподавателей Уортонской бизнес-школы в неформальной обстановке.

Важную роль для развития высокой эффективности и производительности труда в Высшей школе корпоративного управления сыграл опыт сотрудничества с Byron-Hill Group (Канада). Эта компания послужила для Школы примером того, как сначала возникает идея (видение) определенного проекта, а затем подбирается компетентный сотрудник (руководитель), который способен наилучшим образом и с минимальными затратами решить поставленную задачу. Принципы эффективной работы с клиентами Школа унаследовала от международной сети языковых школ Berlitz, с которой сотрудничала на протяжении нескольких лет. Если говорить о передовых методах обучения, интегрированных  в ее учебный процесс, необходимо отметить в первую очередь кейс-метод, очень популярный в западных бизнес-школах, в частности, в Harvard Business School. Освоению кейс-метода помогла длительная стажировка в этой бизнес-школе в 2006 году. Обучение навыкам управления бизнесом невозможно без примеров из реальной деловой практики. Необходимо не просто получение слушателями новых знаний, но и формирование компетенций руководителя непосредственно в процессе обучения. Именно в связи с этим анализ предлагаемых кейсов, а также активное участие слушателей в занятиях на основе собственных кейсов и эссе, легли в основу методов преподавания в Высшей школе корпоративного управления. Технологии заочного обучения ВШКУ развивала в сотрудничестве с Академией экономики и управления AFW Wirtschaftsakademie и Институтом менеджмента (г. Бад Гарцбург, Германия).

Конечно же, было бы несправедливо не отметить ту важную роль, которую сыграла отечественная академическая среда в формировании и становлении Высшей школы корпоративного управления. Серьезной научной подготовкой, аналитическими навыками поиска оптимальных решений я во многом обязан опыту, полученному в стенах Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ РАН). В процессах управления и взаимодействия с сотрудниками мне очень близок творческий стиль, который царил в Центральном экономико-математическом институте Академии наук СССР. Большое влияние на меня оказали  академики Н.П. Федоренко, С.С. Шаталин, В.Л. Макаров, профессор, лауреат Государственной премии Э.Ф. Баранов и заслуженный экономист СССР Н.В. Махров. Уже в процессе работы в Академии народного хозяйства СССР и России очень важны были управленческие уроки академика А.Г. Аганбегяна: умение избегать крайностей в принятии решений, дать шанс сотрудникам раскрыть свой талант и исправить ошибки, нацелить себя и сотрудников «на дело, на результат». Более 10 лет Академией руководит профессор В.А. Мау. В его первой речи перед коллективом Академии был озвучен принцип «не навреди». В практике нашей Школы это выражается в опоре на имеющиеся достижения  и дальнейшее творческое развитие в сфере сотрудничества с государственными и бизнес-структурами в России и за рубежом.

Весь этот накопленный опыт позволил разработать концепцию бизнес-школы, которая помогла Высшей школе корпоративного управления найти свою нишу на рынке российского бизнес-образования. Она задумывалась как авторская «школа-бутик», включающая всю линейку образовательных программ: от бакалавриата до программы DBA. Мы всегда позиционировали себя как бизнес-школа для широких кругов предпринимателей и менеджеров, а вовсе не для узкого круга элиты. Будущее России – это успешные люди, которые сегодня растут и развиваются из малого и среднего бизнеса. Поэтому на нашем гербе изображены три кипариса, устремленные вверх: они символизируют малый, средний и крупный бизнес, которые, развиваясь, не мешают, а способствуют процветанию друг друга, и наши слушатели поднимаются вверх по ступеням успеха в карьере и в жизни. Полученные знания и навыки защищают бизнес наших слушателей и создают им условия для развития их предпринимательской деятельности.

Семь принципов эффективности бизнес-школы

Подготовка к юбилею Высшей школы корпоративного управления стала еще одним поводом проанализировать те ключевые ценности и принципы, которые позволили Школе занять достойное место в российском бизнес-образовании. Обобщив различные стороны нашей деятельности, я выделил семь базовых принципов эффективности конкурентоспособной бизнес-школы.

  1. Непрерывный цикл образования (наличие программ всех уровней).
  2. Мощный научный потенциал
  3. Успешное консультирование для государственных и частных компаний.
  4. Сильная ассоциация выпускников.
  5. Издание специальной учебной и научной литературы в области своих ключевых компетенций.
  6. Использование дистанционных технологий в обучении.
  7. Международные проекты.

Программы обучения ВШКУ

Принцип непрерывного образования  заложен в основу системы образовательных программ ВШКУ. В настоящее время слушатели могут пройти в Школе все программы дополнительного обучения: MBA, Executive MBA и DBA, а также привести своих детей изучать основы бизнеса и коммерции на программы первого высшего образования: в бакалавриат и магистратуру. Конечно, полный цикл программ обучения появился в Школе далеко не сразу.

Сначала возникли и развивались программы профессиональной переподготовки для руководителей и MBA. Эти программы сегодня тоже отмечают свой 20-летний юбилей. За всю историю Школы программа MBA выпустила более 3000 слушателей. Диверсификация программ в те времена проводилась по принципу формата обучения, а также по географическому принципу. Для создания наиболее удобного формата для всех категорий слушателей, программа была разделена на две формы обучения: очно-заочная (модульная) для слушателей из регионов и вечерняя (для московского сегмента). Кроме того, Высшая школа корпоративного управления проводила множество региональных и корпоративных программ MBA.  Важной отличительной особенностью Школы является то, что ее стратегия развития с самого начала была направлена не только на московский сегмент, но и на российский рынок в целом, а также на рынок стран СНГ. Маркетинговая стратегия Высшей школы корпоративного управления исходит из того, что бизнес по всей стране, а особенно в регионах, нуждается в подготовке высококвалифицированных управленческих кадров, владеющих новыми технологиями менеджмента, которые легко и быстро можно применять на практике.  Первое десятилетие развития Школы – это эпоха корпоративного обучения, хотя в это время мы проводили программы и в Академии. Мы объездили всю страну, провели программы в ряде компаний Кубани, Поволжья, Сибири. Мы успешно проводили корпоративные программы на Украине. В Академии была благоприятная среда для разработки и проведения программ с выездом непосредственно в компании. Это был незабываемый период нашего бурного развития. За последние годы Высшая школа корпоративного управления успешно провела ряд корпоративных программ MBA для Министерства экономического развития, ОАО «Промгаз» и других крупных частных и государственных компаний.

В настоящее время программа MBA продолжает развиваться и расширяться. Мы пытаемся максимально гибко реагировать на потребности наших слушателей, связанные как с форматами обучения, так и с содержанием и методами преподавания курсов. За последние несколько лет все большую популярность набирает программа MBA «выходного дня» – форма обучения, которую мы разработали, проанализировав текущие потребности рынка. В программу MBA активно вводятся дистанционные модули – это позволяет расширить возможности для коммуникации между преподавателями и слушателями и существенно упростить задачу обучения для слушателей региональных программ. Постоянно совершенствуются методы преподавания, используемые на программе: по аналогии с лучшими зарубежными школами, мы стараемся построить обучение наших слушателей по принципу кейс-метода, решения практических задач уже непосредственно в процессе занятий. Материалы курсов, преподаваемых на программе, регулярно обновляются и дополняются в ответ на новые задачи, возникающие в постоянно меняющейся экономической и бизнес-среде. В ближайшее время планируется расширить программу MBA за счет новых специализаций. Одной из таких специализаций станет программа  «Управление инновациями», которая начнет набор уже в текущем году.

Нельзя не упомянуть об одном из важных преимуществ нашей программы MBA, которая сделала ее уникальной на рынке и позволила занять свою нишу. Речь идет об особом подходе к «софт-менеджменту», который является ключевой компетенцией Школы. В основе многих дисциплин лежит интеграция успешного европейского управленческого опыта. Вот уже на протяжении 20 лет Высшая школа корпоративного управления сотрудничает с немецкой Академией экономики и управления AFW. В стенах Академии AFW была разработана модель «мягкого» менеджмента с развитым чувством «порядка», основанная на делегировании полномочий и ответственности, которая эффективно трансформирует бизнес-процессы в компании, повышает производительность труда и способствует развитию инноваций.  Личная дружба и тесное плодотворное сотрудничество с авторами Гарцбургской модели управления Рейнхардом Хёном и Гизелой Бёме оказали фундаментальное влияние на формирование системы программ и методики преподавания в Высшей школе корпоративного управления. Мы включили модуль «Управление путем делегирования полномочий и ответственности» сначала в программу MBA, а затем и во всю линейку своих учебных программ. Как показала практика, эта модель управления прекрасно прижилась и адаптировалась в отечественной бизнес-среде, а северо-европейская культура менеджмента оказалась востребованной со стороны российских слушателей. Особая методика преподавания состоит в том, что слушатели внедряют модель управления в своих компаниях уже непосредственно в процессе обучения, и представляют на занятиях результаты практического применения своих знаний. Все слушатели по окончании курса имеют возможность принять участие в стажировке в Германии, на родине Гарцбургской модели управления, а также получить немецкие дипломы. За все годы обучения дипломы Академии AFW получили около 90% слушателей программы MBA.

Российско-немецкий модуль стал настолько важным конкурентным преимуществом Высшей ШКУ, что со временем Школа стала получать корпоративные заказы на обучение и консультирование по данной модели.

По мере развития программы MBA, Высшая школа корпоративного управления стала постепенно получать запросы от совершенно новой категории слушателей: от своих собственных выпускников, которые хотели бы дальше продолжать обучение в Школе, а также от топ-менеджеров и собственников бизнеса, которые уже имели огромный управленческий опыт и хотели  обобщить его, вывести на новый уровень. Так зародилась идея создать совершенно новую программу DBA (Doctor of business administration), аналогов которой не было на российском рынке. Программа DBA создавалась для собственников бизнеса, высших руководителей  частных и государственных корпораций. Это элитарная программа, где реализуется принцип индивидуального подхода к обучению, она направлена в первую очередь на проведение слушателями масштабного исследования, результаты которого они могли бы эффективно применить в своих компаниях. Новое направление образовательных программ было поддержано академиком А.Г. Аганбегяном, который стал научным руководителем программы и внес существенный вклад в успешное развитие DBA в России. В  процессе формирования основ российской DBA был учтен опыт США, Великобритании, Австралии  и Швейцарии.

Рис. 1 Должностной состав слушателей программы DBA.

Календжян_1_3_14

Как и программа MBA, программа DBA формировалась для широкого круга руководителей. Успешно сочетать в рамках одной учебной группы представителей абсолютно различных сфер бизнеса позволяет «дженералистский» характер программы: Школа не ставит перед собой задачу решить конкретные проблемы слушателей в определенном бизнесе. Цель Школы – дать необходимые инструменты, подходы в различных областях менеджмента, которые слушатели могли бы применять для развития своего бизнеса независимо от отрасли, в которой они работают.

Рис.2. Отраслевой состав слушателей программы DBA.

 

Календжян_2_3_14

За время существования программы обучение прошли 450 слушателей, при этом наборы на программу всегда оставались стабильными, даже в период экономического кризиса. Программа DBA успешно проводится в Казахстане совместно с Международной Академией бизнеса.

В 2011 году была открыта новая для Высшей школы корпоративного управления программа Executive MBA. Решение о разделении программы MBA на две различные программы возникло опять же на основе системного анализа состояния рынка бизнес-образования. Дело в том, что на протяжении последних лет состав слушателей достаточно сильно изменился. Возникла ситуация, что совсем молодые специалисты и руководители, которые не так давно закончили высшие учебные заведения и имеют не более трех лет опыта работы, проходили обучение в одной группе с опытными директорами с большим стажем работы на руководящих должностях. Очевидно, что задачи, которые надо было решать этим двум группам слушателей в процессе обучения, очень сильно различались между собой. Назрела необходимость выделить из существующей программы MBA новую программу, с углубленным изучением ряда дисциплин и методиками преподавания, учитывающими статус и более серьезную подготовку слушателей до начала обучения. В программу Executive MBA включена обязательная зарубежная стажировка в Академию AFW с получением немецкого диплома. К настоящему моменту состоялся один выпуск двухгодичной программы Executive MBA. Общее количество слушателей и выпускников на программе составляет более 100 человек.

Важную роль в формировании Высшей школы корпоративного управления как системной бизнес-школы стало создание программ первого высшего образования. На каком-то этапе мы стали понимать, что очень важно обеспечить преемственность поколений в бизнесе. Теперь дети наших слушателей имеют возможность получать базовое образование в области управления бизнесом. В настоящее время здесь обучаются студенты в сфере международной коммерции, логистики и коммерции в сфере инноваций. Кроме того, Школа открывает департамент магистратуры, который включает четыре специализированные магистерские программы: «Корпоративное управление и стратегическое развитие бизнеса», «Инновационный менеджмент», «Корпоративный менеджмент в здравоохранении», «Управление развитием бизнеса». Таким образом, мы сформировали полный набор образовательных программ, который позволяет нашим слушателям и их детям проходить обучение на всех этапах развития своей карьеры. Есть даже примеры, когда представители трех поколений одной семьи  одновременно учились на программах бакалавриата, MBA и DBA.

Научные исследования и консалтинговые проекты

Фундамент бизнес-школы – это востребованные учебные программы, научные исследования и консалтинг. Это демонстрирует в том числе и опыт западных бизнес-школ, например, бизнес-школы IESE, которая всегда служила для меня примером лучшей практики. В процессе развития Высшая школа корпоративного управления постоянно стремится к взаимодополнению этих трех элементов своей деятельности: научная база, включающая исследования в сфере менеджмента, экономики и бизнеса, высококачественные программы бизнес-образования всех уровней, а также ряд успешных консалтинговых проектов для государственных и частных компаний.

Развитие научной деятельности является одним из важнейших направлений работы Высшей школы корпоративного управления в настоящее время. В 2013 году по госзаказу ею были разработаны восемь научных тем, среди которых: «Трансформация европейского корпоративного менеджмента в российские компании», «Системные алгоритмы адаптации экономик к критериям Всемирной торговой организации», «Организационно-экономические механизмы активации инноваций в энергетике»,   «Инвестиционный потенциал, анализ поведения инвестора и стимулирование инвестиционной активности». На 2014 год уже запланировано выполнение нового госзаказа по научным исследованиям в области экономики и управления бизнесом.

Научная база и большой опыт преподавания позволяет нам реализовывать консалтинговые проекты как для государственных, так и для частных компаний. Школа провела ряд успешных проектов по трансформации европейского менеджмента в компаниях своих слушателей. Было проведено корпоративное обучение в области менеджмента для руководящих сотрудников Министерства экономического развития, ОАО «Газпром Промгаз». Одним из важнейших консалтинговых проектов, который Школе удалось реализовать благодаря кафедре «Экономической теории и политики» под руководством академика А.Г. Аганбегяна, стала разработка концепции социально-экономического развития Костромской области.  Фактически этот успешно реализованный проект положил начало совершенно новому направлению консалтинговой деятельности Школы. Высшая школа корпоративного управления уже выиграла тендер на разработку стратегии  развития Иркутской области.

Как наука, так и консалтинг, имеют непосредственное отношение к обучению слушателей Высшей школы корпоративного управления. Преподаватели в процессе разработки и модификации своих курсов активно используют как результаты последних исследований, так и практические кейсы, созданные в процессе консалтинговой деятельности.

Ассоциация выпускников ВШКУ

Высшая школа корпоративного управления имеет сильную Ассоциацию выпускников. Налажена эффективная обратная связь администрации Высшей школы корпоративного управления со слушателями и выпускниками. Помимо ежегодного Слета выпускников, проводятся регулярные образовательные мероприятия и встречи: зарубежные стажировки, конференции, семинары, круглые столы, бизнес-завтраки и бизнес-клубы, в которых с удовольствием принимают участие выпускники разных лет с момента основания Школы. Нельзя вести успешную образовательную деятельность, находясь только в Московском офисе, тем более, если целью является обучение слушателей в масштабе всей страны. В качестве формы коммуникации с регионами мы выбрали популярную сегодня Олимпийскую тему: провели эстафету встреч выпускников в Костроме, Краснодаре, Калуге, Орле, Чебоксарах, столице Казахстана Астане, в настоящее время готовимся поехать в Сочи. Эстафета позволяет встречаться и обсуждать актуальные для выпускников и потенциальных слушателей темы, обмениваться опытом, деловыми связями, а также позитивными эмоциями. Оставаясь на московском сегменте, Высшая школа корпоративного управления традиционно уделяет повышенное внимание регионам. Широкое внедрение дистанционных модулей позволяет привлечь слушателей из европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Наша Ассоциация совместно с кафедрой экономической теории и политики регулярно проводит для своих слушателей и выпускников семинары  в сфере экономики и бизнеса, приглашая ведущих ученых и практиков. Благодаря технологиям дистанционного обучения, семинары транслируются для всех регионов России и стран Содружества Независимых Государств, где живут и работают наши слушатели.

В этом году прошел 20-й юбилейный слет выпускников. На двухдневную встречу приехали выпускники разных лет, начиная с самых первых выпусков программ MBA и DBA. Многие слушатели и выпускники приезжали из самых дальних уголков России и даже из других государств. Это очень хороший знак. Лояльность выпускников, их заинтересованность в жизни Школы, в ее развитии, в мероприятиях, которые мы организуем, демонстрирует не только качество обучения, но эффективную работу Ассоциации выпускников. Ведь бизнес-школа – это, в первую очередь, площадка, которая дает слушателям и выпускникам возможности общения, обмена профессиональным опытом, реализации интересных проектов.

Издательская деятельность

Активная издательская деятельность является одним из приоритетных направлений  в работе Школы. Со дня основания здесь активно занимаются изданием книг и учебных пособий по менеджменту. В качестве отдельного блока можно выделить серию книг «Евроменеджмент для России», изданных совместно с немецкой Академией экономики и управления AFW Wirtschaftsakademie. Эта серия посвящена методам управления на основе делегирования полномочий и ответственности, которые широко применяются в известных североевропейских компаниях. Основы делегирования полномочий были заложены в трех первых, базовых учебниках, а затем получили развитие в восьми углубленных учебных пособиях по «софт-менеджменту»: «Мотивация и развитие персонала», «Потенциал успеха и самоменеджмент», «Коммуникации в управленческой деятельности», «Постановка целей и контроль», «Социальная компетенция и модерация»,  «Управление проектами и командами», «Ответственность исполнителя и ответственность руководителя», «Организационная функция менеджмента». Учебники не просто переведены на русский язык и обобщают лучшую практику европейского менеджмента в различных областях: они адаптированы к российской бизнес-среде, учитывают реальности российской экономики, а также менталитет отечественных предпринимателей, сотрудников и клиентов. Серия книг «Евроменеджмент для России» издается специально для слушателей и выпускников Школы: на их основе разработаны учебные курсы и модули, проводится управленческое консультирование для компаний, руководители которых проходят обучение в Школе. Опыт, полученный в результате взаимодействия со слушателями, позволяет постоянно усовершенствовать книги, дополнять их «свежими» кейсами, примерами из российской бизнес-практики. В настоящее время в соавторстве с Академией AFW издается серия книг по маркетингу.

Международное сотрудничество и аккредитации

Высшая школа корпоративного управления традиционно уделяет большое внимание международным проектам. Одним из конкурентных преимуществ Школы является многолетнее плодотворное сотрудничество с немецкой Академией AFW. Но список ее зарубежных партнеров постоянно расширяется. Одним из главных является Европейский университет (Швейцария, Германия, Испания), который, как и Высшая школа корпоративного управления, предлагает своим слушателям полный цикл образовательных программ. Сотрудничество с Европейским университетом успешно развивается: для слушателей программ бакалавриата и DBA проводятся программы двойных дипломов, кроме того, слушатели DBA ежегодно принимают участие в зарубежной стажировке в одном или нескольких кампусах EU, включающей курс лекций, посещение известных швейцарских и немецких компаний, а также защиту дипломных проектов. Студенты бакалавриата также имеют возможность пройти программу двойных дипломов в ведущей французской бизнес-школе ESCEM.

Программы ВШКУ аккредитованы в Европе и США. В 2008 и 2009 годах программа MBA была аккредитована в Европейском Совете бизнес-образования (ECBE) и в Американской ассоциации бизнес-школ и программ (ACBSP). Свою первую международную аккредитацию в 2010 году получила программа DBA.

Очень важным событием стало получение международной аккредитации AMBA, которое совпало с юбилеем Школы. Комиссия AMBA аккредитовала одновременно три программы – MBA, EMBA и DBA.

Развитие дистанционных технологий

Тема дистанционного обучения в Высшей школе корпоративного управления заслуживает особого внимания. Интерес к дистанционному образованию возник уже очень давно. По опыту западных бизнес-школ, данная форма обучения является очень эффективной с точки зрения соотношения «цена-качество» и удобной для слушателей. Особенно эта форма обучения актуальна для такой нашей бизнес-школы, программы которой проводятся для слушателей по всей России и странам ближнего зарубежья. Но особенно актуальным развитие дистанционных образовательных технологий стало в период кризиса. В первую очередь, резко сократились наборы на модульные программы: в период кризиса слушатели из регионов не могли позволить себе оплачивать обучение на MBA, а также нести серьезные затраты, связанные с регулярными сессиями в Москве. Важно было придумать частичную замену очным занятиям, которая при этом не уступала бы по качеству традиционным формам преподавания. Так был разработан первый дистанционный модуль по курсу «Управление путем делегирования полномочий и ответственности», который мы внедрили на  модульной программе MBA. Впоследствии были разработаны три дистанционных модуля  по направлению «софт-менеджмент», которые представляют собой отдельный продукт и предлагаются слушателям на открытом рынке. В настоящее время в Школе существует целое направление «дистанционного образования», а одной из ее ключевых задач является расширение спектра курсов, предлагаемых в дистанционном формате и постепенное встраивание этих модулей во все учебные программы. Программы дистанционного обучения мы реализуем в сотрудничестве с немецкими партнерами.

На мой взгляд, эти семь ключевых принципов позволили Школе преодолеть масштабный кризис, найти новые возможности для роста и развития, восстановить свои докризисные наборы и открыть ряд новых, очень успешных направлений деятельности.

Современные тенденции и перспективы развития ВШКУ

Свое 20-летие Высшая школа корпоративного управления встретила масштабными трансформационными процессами. Серия посткризисных слияний и поглощений в сфере бизнес-образования коснулась и Высшей школы корпоративного управления. В состав Школы в качестве учебно-научных центров вошли бизнес-школа РНВШУ (Росийско-немецкая высшая школа управления) и Факультет инновационно-технологического бизнеса. Вхождение этих школ в ее структуру имеет свою логику: европейская модель управления и инновационное развитие исторически лежат в основе концепции Высшей школы корпоративного управления.

В процессе реорганизации, как и в других вопросах управления, мы придерживаемся мягкой модели трансформации менеджмента. Интеграция в «живой организм школы» других подразделений – достаточно сложный процесс, требующий максимально гибкого подхода, особенно если речь идет  о научно-образовательной среде. Основная идея, положенная в основу реструктуризации – создать условия, чтобы в большом саду программ Школы расцветали цветы всех возможных оттенков, причем  каждый цветок должен быть неповторим и уникален. Объединенная система становится более сильной за счет взаимодополнения ключевых компетенций школ, связанных с учебной и научной деятельностью, программами международного сотрудничества.

В рамках объединения уже удалось реализовать ряд важных для Высшей школы корпоративного управления проектов. В частности, открываются новые специализированные программы как высшего, так и дополнительного образования. Как уже было отмечено, создается единый департамент магистерских программ, куда будут включены четыре программы, в том числе влившиеся программы новых подразделений. Также будет создана специализированная программа MBA «Управление инновациями».

В ближайшем будущем Высшая школа корпоративного управления также планирует активное развитие региональных программ. Так, например, уже запущены программы MBA  в Самаре и Костроме, в дальнейшем будут охвачены и другие регионы России, а также страны Содружества Независимых Государств. Регионы всегда играли важную роль в стратегии Школы, и эта тенденция обязательно сохранится в будущем. В учебный процесс будут активно внедряться дистанционные технологии, планируется перевести еще ряд курсов в очно-заочный формат, что позволит облегчить проведение программ в регионах.

Помимо традиционных программ, мы также хотим расширить деятельность Ассоциации выпускников в регионах. Наша задача – разработать серию выездных семинаров для слушателей и выпускников в крупные города России,  стран Содружества Независимых Государств.  Одной из таких программ станут «Олимпийские семинары» в городе Сочи, где слушатели и выпускники смогут ознакомиться с опытом разработки и реализации крупных региональных проектов, наладить собственные деловые связи и, возможно, реализовать свои проекты в будущем.

Высшая школа корпоративного управления будет продолжать активно развивать свою научную и консалтинговую деятельность, в том числе, в рамках разработки концепций социально-экономического развития регионов по заказу органов власти.

Важную роль будет играть расширение и укрепление международных связей. Нам очень важно предоставить нашим слушателям возможность принимать участие в семинарах и тренингах зарубежных преподавателей, выезжать на зарубежные стажировки в ведущие бизнес-школы, посещать международные компании и получать двойные дипломы. Мы и дальше будем работать над ее развитием как бизнес-школы международного уровня.

Таким образом, мы ставим перед собой множество новых целей и задач на будущее. Подводя итоги прошедших 20 лет, мне хотелось бы отметить, что для успешного развития бизнес-школы в долгосрочном аспекте важно никогда не забывать о двух вещах: сохранении своей уникальности и  о необходимости максимально идти навстречу потребностям своих слушателей. Только по-настоящему гибкая бизнес-школа, которая чувствует тенденции развития экономики и бизнеса, отвечает запросам рынка, способна противостоять кризисным явлениям и  идти вперед, несмотря на возникающие трудности.

***

Так сложилось, что этот юбилей совпал и с моим собственным юбилеем, и мне  было очень приятно отметить этот двойной праздник в компании близких людей – наших выпускников и слушателей, моих преподавателей и сотрудников, а также просто давних друзей Школы. Я хотел бы поблагодарить и моих коллег – руководителей других бизнес-школ и подразделений РАНХиГС, которые пришли поздравить меня лично и Школу с юбилеем. Я надеюсь на наше дальнейшее плодотворное сотрудничество и желаю всем успехов на пути развития отечественного бизнес-образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *