Галина Тимофеева, Елена Антамошкина. Эффективность агропродовольственной политики: модели и методы оценки

Ритм экономики

Рекомендуемая ссылка на статью:
Галина Тимофеева, Елена Антамошкина. Эффективность агропродовольственной политики: модели и методы оценки // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №4 (96)
.
Галина Тимофеева, доктор экономических наук, профессор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: timoff62@mail.ru
Елена Антамошкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета (400062, Волгоград, Университетский пр-т, 100). E-mail: antamoshkina-elena@rambler.ru
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы оценки эффективности агропродовольственной политики. Характеризуются основные методы и модели оценки, применяемые в мировой и российской практике, определяются условия реализации эффективной региональной агропродовольственной политики.
Ключевые слова: агропродовольственная политика, агропромышленный комплекс, методы оценки эффективности агропродовольственной политики.

В современном мире возрастает конкуренция на внутреннем и внешнем рынках. Это в полной мере касается и агропродовольственного сектора, что выдвигает определенные требования к мерам проводимой аграрной политики [Яркова, Светлаков, 2013. С. 158]. При разработке ее направлений и определении приоритетов, в том числе на уровне отдельных регионов, необходима оценка эффективности текущих мер регулирования и поддержки. В конечном итоге, от эффективности политических мер зависит конкурентная позиция сельских товаропроизводителей на рынке.

Изменение приоритетов агропродовольственной политики России происходит под воздействием глобальных политических процессов. Членство в ВТО накладывает определенные обязательства на участников, в частности, требует сокращения финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства, ограничения размеров экспортных пошлин и тарифов, отсутствия барьеров доступа на российский рынок для иностранных товаропроизводителей. Временное введение Россией продовольственных санкций, с одной стороны, создает дополнительные возможности для развития внутреннего сельскохозяйственного производства, с другой – вызывает беспокойство потребителей по поводу возможного дефицита продовольствия и роста цен.

В современных условиях приоритеты реализации агропродовольственной политики целесообразно выделять по нескольким направлениям:

  • экономическое – развитие и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности;
  • социальное – повышение уровня и качества жизни сельского населения, рост доходов сельхозпроизводителей, развитие инфраструктуры в сельской местности;
  • экологическое – обеспечение производства экологически чистых продуктов питания, сохранение ресурсного потенциала АПК, рациональное использование земельных ресурсов [Федюнина Е.Н., Оганесян Л.О., Воробьёв А.В., 2012. С. 6–12].

Соответственно, оценка эффективности предполагает учет и детальный анализ результативности реализации агропродовольственной политики по каждому из этих направлений с помощью специализированных показателей оценки. Кроме того, можно оценивать и интегральный эффект воздействия агропродовольственной политики на экономику.

В современных условиях актуальной является разработка мер по внедрению ресурсосберегающих и природоохранных производственных технологий в аграрном производстве, позволяющих повысить производительность труда, качество производимой продукции, обеспечить сохранность и восстановление земельных, лесных и водных ресурсов. Сельскохозяйственное производство оказывает значительное влияние на экологическую ситуацию: отходы животноводства загрязняют природную среду, даже незначительное увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения сокращает ареалы распространения дикой природы, применяемые удобрения и пестициды накапливаются в почве и выращиваемых сельскохозяйственных культурах, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на здоровье населения. Отрицательные внешние эффекты способствуют тому, что во многих странах при планировании мер государственной агропродовольственной политики все больше внимания уделяется развитию органического земледелия и экологически чистых технологий производства в сфере сельского хозяйства [Яркова Т.М., Светлаков А.Г., 2013. С. 1–12; Capone Roberto, Hamid El Bilali,… 2014].

Развитие АПК России на сегодняшний день преимущественно связывают  с модернизацией аграрной сферы, формирование организационных, социально-экономических условий, способствующих повышению инновационной активности в этой области, при сохранении и эффективном использовании ресурсного потенциала, в том числе социокультурного потенциала сельских территорий.

В мировой практике меры агропродовольственной политики принято группировать по двум направлениям: меры внутренней поддержки и внешнеторговые меры. Соответственно, отдельно проводится и оценка эффективности. Участие России в ВТО требует особой необходимости анализа результатов и последствий вступления в данную организацию. Были разработаны разнообразные модели оценки агропродовольственной политики. При этом, по сути, они относятся либо к моделям общего (модель WTO, 1995.; the Multi-Regional Trade (MRT) Model, 1995), либо к моделям частичного равновесия (AGLINK, 2002 г.; WFM — World Food Model (FAO, 1998 г.), ATPSM – the Agricultural Trade Policy Simulation Model; WATSIM, 1998) [Capone Roberto, Hamid El Bilali, … 2014. С. 1–12; Global Food Security, Strategic Plan 2011–2016. 2010; Olaoy O.A., 2014].

В российской практике оценка эффективности агропродовольственной политики преимущественно осуществляется на макроэкономическом уровне на основе анализа воздействия различных инструментов государственной политики на агропродовольственный сектор с использованием моделей общего или частичного равновесия.

Например, с помощью модели общего равновесия Верхайма (CGE Model) можно оценить результативность государственного регулирования агропродовольственного сектора, в том числе для отдельных отраслей АПК. Также были разработаны и модели частичного равновесия, наиболее известны созданные С.В. Киселевым и Р.А. Ромашкиным RATSIM и EPACIS. Они применялись для анализа агропродовольственной политики России, в основном, в сфере внешней торговли продовольствием в рамках интеграционных процессов в СНГ, либо для оценки влияния мер внутренней поддержки субъектов российского АПК.

Существуют методы оценки влияния отдельных мероприятий аграрной политики на развитие сельского хозяйства и эффективность сельскохозяйственных организаций с использованием экономико-математических моделей (PEM-модель, AGLINK – KOSIMO). Они позволяют оценить влияние аграрной политики на рынки основных видов сельскохозяйственной продукции, проанализировать эффективность ее воздействия на сельское хозяйство в целом.

В качестве метода оценки эффективности аграрной политики России П.М. Таранов предложил использовать двухкритериальную модель анализа продовольственного рынка, основанную на теории сравнительных преимуществ [Таранов П.М., 2011. С. 91–94]. Продовольственный рынок анализируется на основе сопоставления индекса продовольственной независимости и индекса Балласа (сравнительных преимуществ) для различных видов продовольственной продукции. Для защиты рынка создаются кластеры продовольственных товаров по группам с учетом продовольственной независимости и конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Особенностью российского АПК является выраженная асимметрия развития. Подавляющее большинство предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции сосредоточено в нескольких регионах России, преимущественно, в Южном и Приволжском федеральных округах. Дифференциация регионов России по уровню развития сельского хозяйства предполагает высокую степень регионализации расходов. Финансирование сельского хозяйства примерно на 50% осуществляется за счет региональных бюджетов [Ушачев И., 2014. С. 3–4].

Агропродовольственная политика России имеет явно выраженный региональный аспект. Основным условием реализации эффективной региональной агропродовольственной политики является именно учет степени дифференциации российских регионов по уровню производственно-ресурсного потенциала для развития отрасли.

Соответственно, для определения эффективности аграрной политики России недостаточно проводить оценку только на федеральном уровне, также необходимо анализировать аграрную политику отдельных регионов. При этом перечисленные модели и методы оценки эффективности аграрной политики предназначены преимущественно для анализа на макроэкономическом уровне. В связи с этим становится актуальной разработка методов оценки эффективности мер агропродовольственной политики, которые позволят соотносить расходование средств бюджетов территории с результатами функционирования регионального АПК. Требуется разработка комплексной методики оценки эффективности агропродовольственной политики региона, учитывающей особенности современного этапа развития, определяемые вступлением в ВТО.

 

Литература

Таранов П.М. Модель двухкритериального анализа российского продовольственного рынка: конкурентоспособность и продовольственная безопасность // Аграрный научный журнал. 2011. № 8. С. 91–94.

Ушачев И. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // АПК: экономика, управление. 2014. № 1. С. 3–15.

Федюнина Е.Н., Оганесян Л.О., Воробьёв А.В. Особенности развития системы земельных отношений в региональной экономике // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. № 5 (89). С. 6–12.

Яркова Т.М., Светлаков А.Г. Определение государственной поддержки генерирования продовольственных запасов региона в формате ВТО // Экономика региона. 2013. № 4 (36). С. 157–166.

Capone Roberto, Hamid El Bilali, Philipp Debs, Gianluigi Cardone, and Noureddin Driouech. Food Economic Accessibility and Affordability in the Mediterranean Region: an Exploratory Assessment at Micro and Macro Levels // Journal of Food Security, 2014, vol. 2, No. 1. P. 1-12.

CFS, Coming to terms with terminology: Food security, Nutrition security, Food security and nutrition, Food and nutrition security, Committee on World Food Security (CFS), Thirty-ninth Session, Rome, 15-20 October 2012. Global Food Security, Strategic Plan 2011-2016. 2010. Available online at: <http://www.foodsecurity.ac.uk/assets/pdfs/gfs-strategic-plan.pdf>.

Olaoy O.A. Potentials of the Agro Industry towards Achieving Food Security in Nigeria and Other Sub-Saharan African Countries // Journal of Food Security, 2014, Vol. 2, No. 1. P. 33-41.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *