Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье рассмотрен опыт международного регионального сотрудничества в Баренцевом регионе. Особую актуальность трансграничные региональные отношения приобретают в условиях действующих антироссийских санкций. Однако за прошедшие 20 лет в регионе сформировалась зона доверия и стабильности на основе приверженности всех стран-участниц Совета Баренцевого/Евроарктического региона принципам неделимой и всеобъемлющей безопасности, потребности решать все возникающие разногласия путем переговоров и на основе разумных компромиссов, что позволяет, несмотря на существующие политические противоречия, оказывать друг другу поддержку и содействовать развитию сотрудничества на Севере.
Ключевые слова: Арктика, санкции, международное сотрудничество, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Баренцев региональный совет.
Украинский кризис и расширение антироссийских санкций, в том числе и в Арктике, стали испытанием не только для мирового сообщества, но и своего рода проверкой на прочность десятилетиями вырабатываемых нитей дружбы между политиками, бизнесменами, учеными, деятелями культуры, спортсменами, студентами и простыми людьми – жителями Баренцева региона.
В этом контексте важным и позитивным является факт, что необходимость поддержки и дальнейшего развития сотрудничества на Севере, несмотря на существующие политические противоречия, отмечается на самом высоком уровне, как со стороны представителей российского руководства, так и со стороны авторитетных зарубежных коллег.
Это отчетливо прозвучало 25 октября 2014 года в ходе празднования 70-летия освобождения Киркенеса Красной армией, на котором присутствовали король Норвегии Харальд V и министр иностранных дел России С.В. Лавров, а также на традиционной Киркенесской конференции, прошедшей 4–5 февраля 2015 года. Конференция стала известной площадкой для диалога между северными странами, где в феврале 2015 года российские и норвежские политики сошлись во мнении, что «Север – это зона сотрудничества, и санкции не должны положить конец трансграничным отношениям»[1].
Опыт долгосрочного международного регионального сотрудничества показывает, что оно является реальным цементирующим элементом отношений между странами, а также одним из главных резервов расширения и укрепления сотрудничества с зарубежными странами, особенно с теми, с которыми пока недостаточно налажены контакты на межгосударственном уровне. Кроме того, оно способствует продвижению имиджа страны за рубежом, то есть выступает действенным инструментом «мягкой» силы во внешней политике.
Известно, что Север Европы насыщен различными региональными организациями сотрудничества. Наиболее активны из них: Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря, Совет министров северных стран, а также Евросоюз через политику «Северного измерения».
По оценкам ведущих экспертов, самым эффективным является именно Баренцево сотрудничество, так как имеет так называемую двухъярусную систему, объединяющую усилия центральных властей в виде СБЕР и местных – в лице Баренцева регионального совета (БРС). В результате в регионе межгосударственные задачи удачно решаются совместно с субрегиональными.
Как было отмечено в декларации по итогам встречи глав правительств – членов СБЕР в Киркенесе 3–4 июня 2013 года, «взаимное доверие, выстроенное благодаря Баренцеву сотрудничеству, может, таким образом, послужить для других стран образцом того, как соседствующие государства могут разрешать споры мирным путем и тем самым способствовать раскрытию значительного потенциала региональной и европейской интеграции».
В ходе всех выступлений, прозвучавших тогда в Киркенесе, сотрудничество в Баренцевом регионе оценивалось, как очень успешное и было названо моделью регионального сотрудничества в Европе. При этом Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев высказался за превращение Баренцева региона из геополитического в «геоэкономический» полюс.
Новая Киркенесская декларация, по словам первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации В.Г. Титова, зафиксировала главный итог деятельности Баренцева региона за прошедшие 20 лет – формирование в регионе зоны доверия и стабильности на основе приверженности всех стран-участниц принципам неделимой и всеобъемлющей безопасности, потребности решать все возникающие разногласия путем переговоров и на основе разумных компромиссов.
Основы Баренцева сотрудничества были заложены на исходе холодной войны в 1980-е годы. Мощным импульсом для развития отношений между северными регионами Европы и СССР стала речь, с которой М.С. Горбачев выступил 1 октября 1987 года в Мурманске. Он предложил шесть направлений многостороннего сотрудничества, что оказало огромное влияние на развитие территории, которая сегодня известна как Баренцев регион [Петтерсен, 2002. С. 13].
Важнейшее значение в истории успеха Баренцева сотрудничества имеет тот факт, что под эгидой СБЕР и БРС действует целый ряд рабочих групп по основным направлениям взаимодействия. Среди них и министерские, и губернские, и смешанные: инвестиции и экономическое сотрудничество, охрана окружающей среды, транспорт, энергетика, развитие молодежной политики, наука и образование, культура, туризм, здравоохранение и связанные с ним социальные вопросы, а также сотрудничество спасательных служб.
Сотрудничество в рамках перечисленных рабочих групп способствовало сбалансированному подходу к экономической, социальной и природоохранной деятельности в целях устойчивого развития региона и подтверждено тысячами успешно реализованных совместных проектов.
За два десятилетия между северянами по разные стороны границ сложились по-настоящему дружеские, теплые отношения, наработано множество полезных контактов между организациями и учреждениями.
Важно отметить и то, что Баренцево сотрудничество внесло свой вклад в позитивное развитие в Арктическом регионе. Складывающиеся между членами СБЕР отношения, углубление добрососедского сотрудничества и доверия между ними способны оказывать серьёзное позитивное влияние на их политику и в рамках других международных форумов, включая Совет государств Балтийского моря и Арктический совет[2].
В качестве положительных примеров решения спорных вопросов в Арктическом регионе путем переговоров, на основе норм международного права и Илулиссатской декларации, можно назвать подписание российско-норвежского Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, а также достижение принципиальной договоренности между Канадой и Данией о разграничении в море Линкольна[3].
В этой связи не может не радовать, что в начале 2015 года правительство Норвегии расширило финансирование двустороннего сотрудничества с Северо-Западом России на предстоящий трехлетний период. В интервью информагентству «Barentobserver» глава Норвежского Баренцева секретариата П. Свенсгорд подчеркивает: «Сотрудничество от человека к человеку между Норвегией и Россией на севере ещё никогда не было более важным, и благодаря повышению финансирования со стороны министерства иностранных дел, мы ещё более готовы к выстраиванию доверия через границы на годы вперёд»[4].
При этом норвежцы отмечают, что главное назначение грантов, которые будут выделяться на поддержку двусторонних проектов, – содействие выстраиванию доверия и трансграничных контактов на севере с Россией. Среди приоритетных направлений сотрудничества – культура, образование, СМИ, коренные народы, окружающая среда и развитие бизнеса.
Международное сотрудничество с партнерами из стран Баренцева региона активно развивается и на российской территории – в Архангельской и Мурманской областях, республиках Карелия и Коми, Ненецком автономном округе, в том числе при официальной поддержке органов власти.
В 2013 году Архангельская область переняла председательство в Баренцевом региональном совете. В качестве рабочего органа при БРС функционирует Баренцев региональный комитет (БРК). Совместными усилиями БРС и БРК была разработана программа председательства и план мероприятий по её реализации, включающий более 100 различных мероприятий.
Председательство Архангельской области в БРС в 2013–2015 годах осуществляется под девизом «Баренцев регион: экономические вызовы – совместные решения». При этом в качестве приоритетных направлений обозначены: промышленное развитие, стимулирование предпринимательства, транспорт, связь, технологическое и инновационное сотрудничество, создание наукоемкого кластера в регионе, внедрение природоохранного подхода во все области регионального сотрудничества, развитие трансграничного взаимодействия в сфере здравоохранения, культуры, туризма, спорта, молодежного обмена, сохранение культурного наследия, самобытности и традиций населения северных регионов.
В соответствии с регламентом, в 2014 году в Архангельске проведено одно заседание Баренцева регионального совета и два заседания Баренцева регионального комитета.
В статусе региона-председателя правительством Архангельской области были разработаны и представлены три проектные инициативы, впоследствии поддержанные всеми регионами-партнерами.
Первая инициатива – разработка модели региональной климатической стратегии для российского сектора Баренцева региона.
В рамках данного проекта министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области были созданы:
- межрегиональная рабочая группа по разработке региональной климатической стратегии для российского сектора Баренцева региона с участием более 30 представителей органов исполнительной власти и научно-исследовательских институтов Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа;
- экспертный (консультативный) совет межрегиональной рабочей группы по разработке региональной климатической стратегии для российского сектора Баренцева региона. Министерство работает в тесном взаимодействии с Центром экологических инвестиций (Москва), который является головной организацией по разработке климатической стратегии для российского сегмента Баренцева региона;
- состоялось первое организационное заседание межрегиональной рабочей группы, проведенное министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Второй инициативой стало развитие маршрутной сети авиасообщения в Баренцевом регионе.
Агентством по транспорту Архангельской области инициирован проект перспективной маршрутной сети авиасообщения в границах Баренцева региона с организацией регулярных пассажирских рейсов по маршруту Архангельск – Оулу.
Со стороны финских партнеров по Баренцеву региону параллельно прорабатываются вопросы открытия новых авиамаршрутов в Баренцевом регионе (уже осуществлен пробный рейс Оулу – Тромсё – Лулео), а также вопросы их стыковок с регулярными авиарейсами в Москву и Санкт-Петербург.
Наконец, третьей инициативой стало проведение в Архангельске международной конференции «Эколого-экономическое сотрудничество стран Баренцева/Евроарктического региона: от проблем к поиску совместных решений», которая состоялась 11–12 марта 2015 года.
Концепция конференции разработана министерством экономического развития и конкурентной политики Архангельской области с целью развития инновационного предпринимательства, оказания поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, проекты которых направлены на создание экологичных производств и оказание услуг в социальной сфере. Цель конференции – выработка новых подходов для взаимодействия представителей бизнес-сообщества в реализации совместных проектов с учетом эколого-климатических и экономических региональных приоритетов.
Из наиболее крупных мероприятий в Архангельской области в рамках председательства в БРС следует также отметить проведение в Архангельске Международного туристского Баренц-саммита PROArctic в период с 23 по 25 октября 2014 года. Его организатором выступило Агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области. В рамках мероприятия обсудили вопросы организации новых круизных маршрутов.
Стоит упомянуть, что представители органов Правительства Архангельской области участвуют в работе девяти рабочих групп национального (СБЕР) и регионального (БРС) уровней. В четырех из них Архангельская область выступает региональным сопредседателем: объединенная рабочая группа по окружающей среде (подгруппа по исключению экологических «горячих точек»), объединенная рабочая группа по энергетике, объединенная рабочая группа по молодежному сотрудничеству, объединенная рабочая группа по культуре.
В объединенной рабочей группе по образованию и научным исследованиям Архангельская область является председателем. В ходе ее работы проведена серия семинаров для вузов Северо-Запада России и начата разработка образовательных модулей по внедрению методологии чистого производства и экологически значимого потребления в образовательный процесс, организован семинар по продвижению научной экспертизы северных вузов и планированию совместных проектов. Поставлены важные задачи, среди которых: усиление роли группы в реализации приоритетных задач программ председательства на национальном (СБЕР) и региональном уровне (БРС), активное участие северных вузов в реализации Плана действий Баренцева региона по предупреждению негативных последствий изменения климата и Плана действий по транспорту, расширение сетевого взаимодействия с другими тематическими группами СБЕР и синергии с другими региональными форматами взаимодействия на Севере, развитие партнерства с властью и бизнесом в рамках конкретных проектов и программ.
Осенью 2015 года Россия готовится перенять от Финляндии председательство в Совете Баренцева/Евроарктического региона. На 14-й сессии СБЕР в октябре 2013 года заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Владимир Титов, говоря о приоритетах предстоящего председательства Российской Федерации в СБЕР на 2015–2017 годы, подчеркнул, что усилия России в этот период будут сосредоточены на применении инновационных технологий, развитии сотрудничества в сфере образования и науки, формировании региона «Умная Европа», преодолении ограниченного восприятия Баренцева/Евроарктического региона как «сырьевой кладовой» Европы[5].
Конструктивный настрой на будущее Баренцева региона подтверждают и свежие публикации в норвежской прессе от авторитетных исследователей и практиков Баренцева сотрудничества. Так, известный профессор современной российской истории О. Эгге пишет во влиятельной норвежской газете «Афтенпостен», что «политика санкций – это тупик»[6]. Реми Странд, известный участник многих Баренцевых проектов, депутат губернского собрания Финнмарк, подчеркивает, что «Баренцево сотрудничество – это важнейший внешнеполитический инструмент Норвегии на Севере» [Strand, 2015. P. 1].
Очевидно, что несмотря на сложную международную обстановку, коллегам, соседям и друзьям по Баренцеву сотрудничеству не страшны санкции. Это и понятно, так как на Севере хорошо знают и ценят поговорку: «Хороший сосед – лучше дальнего родственника».
Литература
Доклад на заседании правительства Архангельской области 9 сентября 2014 года «О текущем состоянии регионального председательства правительства Архангельской области в Баренцевом/Евроарктическом регионе». 2014.
Петтерсен О. Мечта, ставшая реальностью. Региональное Баренцево сотрудничество. Архангельск: Информационный Баренц центр. 2002.
Strand Remi. Barentssamarbeidet // Finnmarken. 18 февраля 2015.
[1] В приграничье политические оппоненты могут отдохнуть от противоречий // http://barentsobserver.com/ru/politika/2015/02/v-prigraniche-politicheskie-opponenty-mogut-otdohnut-ot-protivorechiy-10-02
[2] Воронков Л.С. Безопасная Арктика и Баренцев/Евроарктический регион // http://www.niiglob.ru/ru/2011-03-08-14-56-30/501-22-24-maya-2014-g-gpetrozavodsk.html
[3] Коваль В.П. Влияние событий на Украине на сотрудничество в Арктике // http://www.niiglob.ru/ru/2011-03-08-14-56-30/501-22-24-maya-2014-g-gpetrozavodsk.html
[4] Дополнительные миллионы Баренцеву сотрудничеству // http://barentsobserver.com/ru/obshchestvo/2015/02/dopolnitelnye-milliony-barencevu-sotrudnichestvu-02-02
[5] Выступление первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова на 14-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, г.Тромсё, 29 октября 2013 года // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/2E570C544A09157544257C1300380C7B
[6] Russland: Norge bor bryte med sanksjonspolitikken // http://www.aftenposten.no/meninger/debatt/Russland-Norge-bor-bryte-med-sanksjonspolitikken-7895000.html