Гайдаровский форум-2021: Железные дороги России. Разговор о будущем

Как меняется значение железных дорог для российской экономики? Изменится ли оно в будущем, и в какую сторону? Устарела ли тарифная политика и нужно ли субсидирование? Темой дискуссии «Железные дороги. Разговор о будущем», прошедшей в рамках второго дня Гайдаровского форума, стали перспективы развития железных дорог России.

«Пандемийный» 2020 год стал причиной массового разрыва хозяйственных цепочек, в этой ситуации возникла необходимость поиска новых вариантов поставок и зачастую новых транспортных маршрутов. Ведущая роль в этом поиске выхода из сложившейся ситуации была у железной дороги, являющейся для России главной транспортной артерией. Другим важным аспектом для российской экономики стало то, что ОАО «РЖД» является одним из крупнейших заказчиков в стране, что обеспечило заметный объем заказов для хозяйствующих субъектов, связанных с функционированием железной дороги. При этом возникла дискуссия о необходимости изменения тарифной политики, принципы которой фактически сохраняются с советского времени.

Участие в дискуссии приняли генеральный директор – председатель правления ОАО «Российский железные дороги» Олег Белозеров, министр экономического развития РФ Максим Решетников, председатель совета директоров АО «Трансмашхолдинг» Дмитрий Комиссаров и руководитель Центра исследований отраслевых рынков РАНХиГС Андрей Каукин, выступивший модератором.

Максим Решетников рассказал, что последний год активно обсуждались вопросы тарифной политики, и главной «развилкой» мнений было то, относиться ли к ОАО «РЖД» как к самостоятельном центру прибыли или как к базовой инфраструктуре, работающей на экономику в целом.

«Развилку мы, наверное, прошли. Конечно, основная задача РЖД – обеспечивать в целом экономический рост. При этом подчеркну, что это коммерческая компания, у которой есть капитал, заимствования», — сказал министр.

При этом, по его словам, на железных дорогах выросла доля убыточных грузов, затраты на перевозку которых покрываются за счет доходов от других грузов. Этот вызов дестабилизирует ситуацию, и ответить на него нужно уже в этом году, считает министр. Он высказался против отказа от кросс-субсидирования, пояснив, что производительные силы изначально размещались в другой логике, не предполагающей полную окупаемость перевозок, и такой резкий шаг может вызвать потрясения.

Олег Белозеров отметил, что нынешняя тарифная система не отражает современных реалий и не устраивает ни одну из сторон, участвующих в обсуждении возможных изменений тарифной политики.

«Общая неудовлетворенность есть. Почему так произошло? Тарифная система сформировалась в советское время и исходя из предпосылки, что железная дорога всегда была министерством. Министерство – это орган исполнительной власти. Перекрестное субсидирование может находиться внутри государственной власти, внутри министерства можно было сбалансировать. Когда РЖД стал акционерным обществом, изменились условия хозяйствования, ведь акционерное общество создано для извлечения прибыли. С другой стороны, у нас есть собственник – это Российская Федерация, и мы выполним все задачи, которые перед нами ставит правительство как собственник», — сказал он.

По мнению главы РЖД, в дальнейшем тарифы должны рассчитываться не просто исходя из расстояния, а различаться в зависимости от конкретных направлений. При этом он выразил уверенность, что по итогам обсуждений со всеми заинтересованными сторонами правительство вынесет взвешенное решение.

В свою очередь, Дмитрий Комиссаров также отметил, что, исходя из опыта обсуждения будущей тарифной политики, он не сомневается, что все вопросы и проблемы, озвучиваемые сторонами переговоров, будут услышаны правительством не останутся без ответа.

Он также отметил, что железные дороги являются безальтернативным транспортом для существенной части российских производителей, а для восточного направления еще и дефицитным и «непросто распределяемым» ресурсом.

«Серьезной альтернативы железной дороге, по большому счету, нет, этим определено ее будущее», — считает он.

Представитель «Трансмашхолдинга» отметил позитивное влияние железных дорог на экономику России в 2020 году, когда РЖД выступили в качестве заказчика, обеспечившего работой предприятия-партнеры. Он назвал это «огромным вкладом» в российскую экономику.

 

Видео сессий

Медиабанк


Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.

Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.

Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.

Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.

Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.

Международные информационные партнеры: Russia Today.

Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».

Posted in:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *