Концепт «патриотизм» в условиях современного вуза: содержание и возможности формирования

Социум, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Дружинина Ю.В., Ковтун Е.А., Широкова О.В., Концепт «патриотизм» в условиях современного вуза: содержание и возможности формирования // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2023, №2 (142)
, с. 95-103.

Юлия Викторовна Дружининаа
Екатерина Андреевна Ковтуна

аСанкт-Петербургский государственный технологический институт

Олеся Вадимовна Широковаb

bРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-2-95-103

Аннотация:
Цель данного исследования – изучение содержательного наполнения студентами концепта «патриотизм», а также анализ привлекательности для студентов существующих практик патриотического воспитания в современном российском вузе. В исследовании использована количественная методология, данные собирались с помощью онлайн-опроса (n=765). Студенты определяют патриотизм как глобальное социальное явление. В большей степени студенты склонны считать патриотами тех, кто выбирает профессии, основанные на служении обществу. Оценки мероприятий по формированию патриотизма в вузе показали, что студенты считают наиболее эффективными исторические и памятные акции, профориентационные и волонтерские мероприятия. Проанализировав результаты опроса, авторы сформулировали выводы, содержащие некоторые идеи о совершенствовании мероприятий, направленных на формирование патриотизма в студенческой среде. Авторы подчеркивают, что при разработке и реализации в вузе воспитательных программ необходимо рассматривать патриотизм не как абстрактный социальный феномен, а через реальные социальные практики, направленные на формирование патриотического сознания личности.

Ключевые слова:
патриотизм, формирование патриотизма, патриотическое воспитание студентов, концепт патриотизма

Дата поступления статьи в редакцию:
30 августа 2022 года

Литература:
Бессчетнова О.В. Патриотизм: мнение студенческой молодежи Саратовской области. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. Вып. 2. С. 127–132.
Волков Ю.Г., Бинеева Н.К., Печкуров И.В. Реализация этнокультурного образования и гражданско-патриотического воспитания на Юге России: в контексте национальной политики. Вестник Адыгейского университета. Серия Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 3. С. 86–97.
Волков Ю.Г., Бинеева Н.К. Социологическое измерение гражданственности и патриотизма в российских исследованиях // Формирование гражданского патриотизма на Юге России. Материалы Школы молодого социолога «Формирование гражданского патриотизма на Юге России» (1–3 ноября 2017 г., Институт социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2017. С. 10–17.
Зырянов С.Г., Лесняк В.И. Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации. Социум и власть. 2013. № 2(40). С. 11–16.
Колесникова Е.Ю., Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на Юге России: парадигмы социологических исследований. Гуманитарий Юга России. 2018. № 5. С. 174–183.
Кузнецова Н.В., Пронина Е.И. Роль исторической памяти в патриотическом воспитании учащейся молодежи (социологический аспект). Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2020. № 11. http://science-gsi.ru/ wp-content/uploads/17.-Kuznetsova-N.-V.-Pronina-E.-I.-Rolistoricheskoj-pamyati-v-patrioticheskom-vospitaniiuchashhejsya-molodezhi-sotsiologicheskij-aspekt.pdf
Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе. Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42–59.
Маленков В.В. Локальная гражданственность как фактор городского развития. Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 89–92.
Маленков В.В., Мальцева Н.В. Гражданственность и патриотизм в представлениях постсоветского поколения. Социология. 2020. № 5. С. 152–162.
Маленков В.В., Печеркина И.Ф. Патриотическая самоидентификация в системе гражданских ориентаций молодежи. Социология. 2019. № 6. С. 249–262.
Сикевич З.В., Федорова А.А. «Мы – русские» (ассоциативные этнические образы молодых петербуржцев). Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 3 (27). С. 40–56.
Сикевич З.В., Скворцов Н.Г. Соотношение национальной и этнической идентичности молодежи (на примере Санкт-Петербурга). Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 2. С. 277–291.
Халий И.А. Модернизация и патриотизм: есть ли между ними связь? Гуманитарий Юга России. 2017(a). № 3. С. 37–57.
Халий И.А. Патриотизм как ценность: основания, типы, зависимость от инноваций // Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций. М.: ФНИСЦ РАН, 2017(b). С. 133–145.
Чельцов М.В. Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 6. № 2. С. 24–29.
Ikuenobe P. Citizenship and patriotism. University of Illinois Press on behalf of North American Philosophical Publications. 2010. Vol. 24. No. 4. P. 297–318. In English
Joseph K., Middaugh E. Is Patriotism Good for Democracy? A Study of High School Seniors’ Patriotic Commitments. The Phi Delta Kappan. 2006. Vol. 87. No. 8. P. 600–607. In English
Jussi L. An Unattainable Ideal: Youth and Patriotism in Russia. Nexus of Patriotism and Militarism in Russia: A Quest for Internal Cohesion / edited by Katri Pynnöniemi. Helsinki University Press, 2021. In English
Lior E., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal. American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64. No. 1. P. 191–203. In English
Moland L.L. History and patriotism in Hegel’s ‘rechtsphilosophie. History of Political Thought. 2007. Vol. 28. No. 3. P. 496–519. In English
Parker C.S. Symbolic versus Blind Patriotism: Distinction without Difference? Political Research Quarterly. 2010. Vol. 63. No. 1. P. 97–114. In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *