Культура для образования или образование для культуры?

Гайдаровский форум

Рекомендуемая ссылка на статью:
Культура для образования или образование для культуры? // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №1 (93)
.

Панельная дискуссия под таким названием прошла в третий день работы Форума, 16 января. Ее вел драматург, режиссер, художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев.

Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей обратил внимание на понимание культуры, которое в России немодно и даже табуировано. «Это культура в широком смысле слова, культура, связанная с пониманием и интерпретацией реальности, созданием ценностных систем, функционированием морали, с мировоззренческими картинами мира, правилами жизни, образцами поведения, идеалами, национальной ментальностью, стереотипами».

По его мнению, одна из самых больших проблем российского общества – отсутствие доверия, которая обусловливает взаимосвязь гуманитарной и экономической сфер. «Как можно заниматься бизнесом, социальными отношениями, общественными связями, понимать, что такое права человека, если мы с этим не разбираемся? А мы с этим не разбираемся, – рассуждал Даниил Дондурей. – Как мы можем сойти с сырьевой иглы, если не понимаем влияния таких вещей, как причины троекратно низкой производительности труда? И это все культура, ценности, картина мира».

О проекте «Основы государственной культурной политики», который был опубликован летом 2014 года и широко обсуждался в средствах массовой информации, рассказал советник Президента Российской Федерации по культуре Владимир Толстой. Он отметил, что власти не пытаются ввести госрегулирование в тонкую сферу искусства, давать указания, что можно и чего нельзя делать художнику. Государство выступило инициатором дискуссии о культуре, о ее роли – и в этом большое значение документа.

Владимир Толстой связал вопросы культуры с вопросами экономики: «Экономике невыгодно иметь некультурное общество, некультурных людей. Экономика стремится к модернизации, инновациям – это не что иное, как проявление творческих способностей. Нужно развивать творческие способности, на это направлена государственная культурная политика», – сказал советник Президента и добавил, что государство остается пока единственным инвестором в культуру на отдаленных, малонаселенных территориях страны. Там культура, пожалуй, востребована едва ли не в большей степени, чем в столицах и крупных городах, и там, кроме как государству, больше некому, например, построить кинотеатр.

Театральный режиссер Константин Богомолов в своих рассуждениях пошел еще дальше: культура, по его мнению, вообще не должна каким бы то ни было образом регламентироваться государством. Поэтому даже хорошо, что эта тема не поднималась в выступлениях первых лиц государства, отметил он, не соглашаясь с Даниилом Дондуреем. Главная ценность культуры в том, что она – проявление индивидуальности и воспитывает уважение к человеку. Более того, как сфера творчества, культура требует от человека раскрыться, проявить свою сущность. А это, в свою очередь, тесно связано с экономикой и политикой. «Воспитание в молодом, юном существе интереса к чужой личности, ее странности создает в обществе уважение к чужой собственности, к чужому высказыванию в области политики», – считает режиссер.

Политика государства в области культуры должна быть направлена на развитие творческих способностей. Государство не должно использовать культуру как прикладной инструмент, сказал Константин Богомолов. Но советник Президента возразил режиссеру: «То, что произвел человек, не должно оскорблять другого, и это, несомненно, нужно регулировать».

Александр Мамут, управляющий акционер компании Rambler&Co, обозначил главную, на его взгляд, задачу: «Государство должно производить не газ, не нефть, не алюминий. Оно должно делать людей. Людей творческих, прогрессивных, полных идей». Задача культуры – способствовать раскрытию потенциала личности. Раскрытие этого потенциала – это одна из главных задач, стоящих сегодня перед страной. «Культурная модернизация должна стать человекоцентричной. Развитие способностей человека необходимо ставить во главу угла и утверждать, что мы – страна, мы – культура, мы – нация, мы – общество, которое в первую очередь производит людей пассионарных, образованных, ярких, конкурентоспособных», – сказал Александр Мамут. И именно этой цели должно быть подчинено образование, которое заложит эту идею как ментальную доминанту.

Директор Политехнического музея Юлия Шахновская определяет культуру как такое состояние общества, когда уровень свободы человека не мешает уровню свободы соседа. В таком контексте регулирование культуры, как некоторого индикатора состояния общества, представляется ей немного странным. «Мы можем регулировать только правила общежития, формы и подходы непричинения вреда другому человеку», – считает она.

Главная задача общества – развитие индивидуальности, личности человека. Государство должно выполнять ту же задачу, потому что представляет собой институт, образованный обществом. В таком смысле культурная политика имеет право на существование. Но государство не может определять методики, по которым работают культурные, образовательные, любые другие организации в социальной сфере, но при этом оно может и должно создавать условия для их работы, когда запрос общества на это будет возрастать.

Завершилась панельная дискуссия выступлением директора по маркетингу музея истории Амстердама и музея Geelvinck-Hinlopen Бьорна Стенверса, в котором он призвал к международному сотрудничеству. «Вместе мы можем больше, привлекая людей, мы делаем их более образованными, – сказал он. – Культура – вещь понятная всем, независимо от национальности, расы, пола. Что такое сильная страна? Это страна с сильной культурой».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *