Лидия Корнилова. Кризис как шанс

Гайдаровский форум

Рекомендуемая ссылка на статью:
Лидия Корнилова. Кризис как шанс // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №1 (93)
.
Лидия Корнилова, заместитель главного редактора журнала «Государственная служба» (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: ll.kornilova@migsu.ru
Аннотация: 14 января на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации начал свою работу VI Гайдаровский форум, организаторами которого традиционно выступают Академия и Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) при содействии Фонда Егора Гайдара. Гайдаровский форум завоевал репутацию серьезного клуба деловых людей – политиков и бизнесменов, ученых и экспертов, и встал в один ряд с крупнейшими мировыми политико-экономическими форумами, открывая новый календарный год и формируя повестку предстоящей дискуссии специалистов. Особую значимость предложениям, звучащим с трибун Академии в эти дни, придает пристальное внимание к ним Правительства Российской Федерации, которое ежегодно по результатам обсуждения запрашивает материалы Форума для дальнейшего анализа и практического применения экспертных рекомендаций.
Журнал «Государственная служба» публикует подробный отчет о дискуссиях Форума, посвященных сегодняшней экономической обстановке и возможностям кардинальных структурных изменений в экономике страны.
Автор благодарит сотрудников Института государственной службы и управления РАНХиГС Заиру Абдурашидову, Татьяну Лавренову и Игоря Панкратова за помощь в сборе материала.
Ключевые слова: Гайдаровский форум, Правительство Российской Федерации, экономика, бюджет, экономическая политика.

14 января на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации начал свою работу VI Гайдаровский форум, организаторами которого традиционно выступают Академия и Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) при содействии Фонда Егора Гайдара.

Год от года число участников экспертной встречи росло и в этом году, несмотря на непростую международную обстановку, достигло, по словам ректора Академии Владимира Мау, внушительной цифры семь тысяч человек. Только журналистов еще за месяц до начала мероприятия было аккредитовано более 600 человек. Кроме ведущих отечественных изданий, представляющих самый широкий спектр мнений, многие из которых стали информационными спонсорами и партнёрами Форума, за событием наблюдали представители американской, канадской и европейской прессы, а также их коллеги из СНГ. По вниманию аудитории к отчетам о проводимых здесь дискуссиях Гайдаровский форум занимает второе место после Петербургского международного экономического форума.

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что Гайдаровский форум завоевал репутацию серьезного клуба деловых людей – политиков и бизнесменов, ученых и экспертов, и встал в один ряд с крупнейшими мировыми политико-экономическими форумами, открывая новый календарный год и формируя повестку предстоящей дискуссии специалистов. Особую значимость предложениям, звучащим с трибун Академии в эти дни, придает пристальное внимание к ним Правительства Российской Федерации, которое ежегодно по результатам обсуждения запрашивает материалы Форума для дальнейшего анализа и практического применения экспертных рекомендаций.

В этом году экспертам было предложено сосредоточиться на осмыслении темы «Россия и мир: новый вектор», что с учетом непростых вызовов, вставших перед страной в конце 2014 года, обещало содержательную полемику. В течение трех дней работы Форума состоялось 68 панельных дискуссий, секций, круглых столов, мастер-классов, охватывающих темы от макроэкономических и политических до узкоспециальных и очень конкретных.

Конечно, центральным пунктом программы стало выступление Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева в середине первого дня Форума. Однако тональность разговора – откровенная, деловая и довольно жесткая – была задана еще утром, на стартовавших одновременно секциях, посвященных реформам, проводимым в Китае, особенностям развития стран BRICS, институциональной модернизации России. На организованном специально для студентов мастер-классе профессор РАНХиГС, профессор Джорджтаунского университета Сэм Потоликкио рассказал, какими принципами руководствоваться, принимая экономические решения в таком нестабильном, сложном и неоднозначном современном мире.

Ситуацию в России анализировали участники секции «Здоровое будущее экономики», модерировал которую декан Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, главный научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексей Кудрин. Кудрин известен довольно резкими оценками экономической ситуации и политики, проводимой Правительством, однако обладает заслуженным авторитетом в мире профессионалов, к его голосу прислушиваются, недаром в бытность министром финансов ведущими деловыми изданиями он трижды признавался лучшим в этой области в мире.

«Сегодня мы хотим обсуждать проблемы уже зрелой экономики России – экономики, которая имеет серьезные недостатки. Нам еще требуется достраивать институты развития, перед нами стоят большие задачи в области структурных реформ», – сказал Алексей Кудрин, открывая экспертную дискуссию. Ведущий особо отметил, что в обсуждении примут участие лучшие эксперты, весь социально-экономический блок правительства. Первым слово для выступления получил председатель правления ОАО «Сбербанк России» Герман Греф. Он предложил разобраться, что значит для бюджета шоковое падение цен на нефть. Причем на рынке углеводородов впервые наблюдается ситуация, когда ОПЕК системно занята не удержанием, а снижением цен. Греф назвал такую политику «странной войной», отметив, что она ударит по многим странам. Через полгода-год рынки почувствуют угрозу, поэтому чем глубже упадет цена, тем быстрее она отскочит. Но на уровне 60–70 долларов за баррель может продержаться несколько лет.

Россия терпит убытки, влиять на нефтяные цены мы не можем. Выпадающие доходы бюджета от изменения конъюнктуры – 3–4 триллиона рублей. Что делать на этом фоне? Есть несколько сценариев, и они известны: это сокращение бюджета, использование запасов, можно включить печатный станок.

Герман Греф настаивает, что единственный выход – заниматься собственной экономикой. У нас не приняты и не реализуются современные методы управления, поэтому мы пока не можем называться современной страной. Для преодоления этой ситуации необходим целый комплекс мер. Прежде всего нужна реформа государственного управления. Пока она не будет проведена, не будут созданы современные, предсказуемые и единые правила игры для бизнеса, не следует рассчитывать на качественные сдвиги в развитии страны. Нужно резкое повышение качества институтов, прежде всего судов и правоохранительной системы.

Не менее важной остается проблема диверсификации. Эта тема звучит в выступлениях экономистов не первый год. К сожалению, все призывы в этом направлении до сегодняшнего дня так и остались благими пожеланиями. И вот сама жизнь предъявила требования о смене экономической парадигмы. Макроэкономическая стабильность, четкое представление всеми участниками экономического процесса о намерениях власти будут способствовать повышению доверия бизнеса, без которого также невозможно устойчивое развитие.

«Чтобы принимаемые меры были эффективными, надо понимать природу явления», – подключился к разговору министр экономического развития Алексей Улюкаев. В разработке новой экономической политики следует ориентироваться на глубинные проблемы – структурные, институциональные, циклические. Причем часть из них для специалистов не нова – с ними мы встречались и прежде. Принимаемые меры должны быть адекватны текущей ситуации и учитывать особенности момента при любой цене на нефть – и 130 долларов, и 30.

Кое-что в этом направлении уже сделано. Например, сейчас бюджет защищен значительно лучше, чем это было в кризис 2008–2009 годов. Тем не менее, перед Правительством стоят масштабные задачи, антикризисная политика должна исходить из снижения издержек. При этом ориентироваться прежде всего следует на бизнес и домохозяйства, чтобы снизить переживаемые сегодня шоки. Однако это не все задачи экономического блока Правительства, нужно искать возможности для одновременного развития, и они, по мнению министра, есть. Прежде всего – это возможность снижения издержек, связанная с глубокой девальвацией национальной валюты.

Экономические проблемы сопровождаются, к сожалению, невысокой степенью доверия к государственным институтам и к Правительству. Возможности преодоления этого отчуждения, по мнению министра, есть и ими необходимо воспользоваться. Например, малый и средний бизнес очень чутко и быстро реагируют на посылаемые ему сигналы. Снижение контролирующего давления и сокращение числа проверок, корректировка налогового бремени дадут быстрые и реальные результаты. А это и есть диверсификация и снятие социальных проблем. Не меньшего внимания заслуживает и сфера экспорта. У нас есть реальная возможность очень серьезно продвинуться в области несырьевого экспорта. Сейчас существует большое количество предприятий, которые могли бы быть вполне конкурентоспособны при сравнительно небольшой поддержке со стороны государства.

Сегодня имеет смысл подумать о введении асимметричного подхода в сочетании фискальной и монетарной политики. Фискальная должна быть умеренно смягчена, потому что при ее ужесточении производственные расходы, которые и так были невелики, попросту обнуляются. А монетарная политика должна оставаться жесткой, при этом будут сохраняться только те проекты, в которые изначально заложены высокие рентабельность и эффективность.

Включившийся в разговор министр финансов Антон Силуанов вспомнил дискуссию, состоявшуюся на Гайдаровском форуме год назад, когда нефтяные цены на уровне 80–90 долларов за баррель расценивались, как серьезные риски, посетовал на то, что Правительство в недостаточной степени подготовилось к непростым временам, отметив, что при подготовке бюджета следовало ориентироваться на реальные доходы. Он привел в пример Норвегию, где бюджет составляется, исходя из стоимости нефти в 40 долларов за баррель, и Саудовскую Аравию, рассчитывающую на 70–80 долларов за бочку. Для бюджетов этих стран снижение цены на нефть прошло если не незамеченным, то уж не столь болезненным. Россия, исходя в предварительных расчетах из более высоких цен, стала, по сути, заложницей мягкой бюджетной политики. Тем не менее, был отмечен, как позитивный, тот факт, что наметилась тенденция по снижению зависимости экономики страны от экспорта углеводородов: поступления от этой сферы формируют сейчас уже только 47% бюджета вместо прежних 70%.

Антон Силуанов считает, что снижение курса национальной валюты, которым отреагировал рынок, привело к относительному снижению издержек в экономике, вследствие чего можно говорить о повышении нашей конкурентоспособности. В свою очередь, это делает очень привлекательным инвестирование в Россию. Сложность здесь создается за счет высоких процентных ставок. Для выравнивания ситуации надо как можно быстрее решить вопрос с инфляцией, после чего снизятся ставки и возобновится кредитование. За счет этого может быть найден тот инвестиционный ресурс, который сегодня так необходим экономике.

Говоря о бюджете, министр отметил, что 2014 год был исполнен неплохо: дефицит составил всего 0,5%, а Фонд национального благосостояния был пополнен на 370 млрд рублей, которые могут быть использованы Резервным фондом на неотложные задачи этого года.

Антон Силуанов согласился, что потери доходов от падения цены на нефть до 50 долларов составят около 3 трлн рублей. Исходя из новых реалий, следует корректировать расходные главы бюджета. Государство больше не может тратить столько, сколько это было в «тучные» годы при росте экономики. Не замечать этого – значит, привести страну к инфляционной спирали, которой категорически нельзя допустить.

Задача минимум – исполнение основных обязательств бюджета в 2015 году. При этом министерство финансов будет настаивать на сокращении всех расходов, кроме военных, на 10%. Но и этого недостаточно, так как обеспечит экономию лишь около 1 трлн рублей. Надо отказаться от расходов, которые сегодня стране не по карману, иначе придется залезть в резервы, а они имеют неприятное свойство заканчиваться. Антон Силуанов предложил проработать с законодателями вопрос о наделении министерства правами переводить часть резервов в валюту и размещать ее на рынке, что, по его мнению, даст возможность прилично заработать для бюджета.

А задача максимум должна быть реализована в 2016–2018 годах и заключается в постепенном структурном реформировании бюджета, потому что сегодня на инфраструктурные расходы предполагается выделение лишь 40% бюджета, хотя здесь требуются значительно большие вложения.

Алексей Улюкаев поддержал коллегу, отметив, что прежде всего надо сократить непроизводительные расходы.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, курирующая социальные вопросы, напомнила, что один из главных вопросов – четкая постановка задачи и выбор наиболее подходящих инструментов для ее решения.

В связи с этим вице-премьер предложила подумать, какую же задачу сегодня Россия ставит перед собой – сбалансированность бюджета, при всей важности этой темы, или все-таки абсолютным приоритетом является рост экономики России и, соответственно, расходы бюджета, направленные на решение именно этого вопроса.

Для роста экономики потребуется сокращение неэффективных расходов, но оценить эффективность не всегда просто, это требует довольно серьезных усилий. Например, в 2012–2013 годах было консолидировано и передано в бюджет более 900 млрд рублей так называемых неэффективных расходов. Однако никто в стране не ощутил результативность этих решений, потому что более эффективного приложения этим «неэффективным расходам» не нашлось, и мы не увидели роста, которого можно было бы ожидать почти от триллионного вложения в экономику в течение двух лет. Следовательно, экономика должна быть готова к эффективным расходам.

«Сегодня перед нами стоит очень важный вызов – эффективное использование каждого рубля», – подчеркнула Ольга Голодец и остановилась на приоритетах социальной сферы.

Социальный блок Правительства сконцентрировался на двух задачах. Прежде всего – это сохранение уровня жизни и покупательной способности, потому что спрос, продуцируемый определенными слоями населения – пенсионерами и семьями с детьми, которые будут сейчас балансировать в сторону снижения реальных доходов, – самый эффективный, с точки зрения развития экономики, спрос. Поддержка покупательной способности этой части населения, считают в социальном блоке Правительства, одна из первоочередных и самых эффективных мер развития экономики.

Вторая задача – более амбициозная. Сегодня есть шанс по изменению структуры занятости, и в течение года планируется создать новые институты перетока работников тех отраслей, которые неминуемо будут сокращаться, прежде всего – финансового сектора. Будут создаваться условия, чтобы люди максимально безболезненно, более того, с интересом получили новый старт в жизни и могли перейти в новые для себя отрасли экономики. Конечно, существуют определенные ограничения, довольно жесткие. Главным сдерживающим фактором развития экономики сегодня является запретительная ставка кредитования, но Ольга Голодец выразила надежду, что экономистам удастся решить эту во многом управляемую проблему. Переход к реальной ставке даст возможность улучшить качество жизни людей, которое, в свою очередь, станет основным драйвером изменений в экономике.

Отвечая на вопрос модератора секции Алексея Кудрина о предстоящем сокращении бюджетных трат на 10%, Ольга Голодец подчеркнула, что большая часть трат социального блока основана на внебюджетных поступлениях, например, затраты на медицину формируются за счет взносов обязательного медицинского страхования. «Сегодня социальная сфера – это сфера продуктивная», – подытожила вице-премьер.

В заключение дискуссия снова вернулась к проблеме сбалансированности бюджета и распределения финансовых ресурсов. Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев посчитал, что при финансовом разрыве 2015 года в 3 трлн рублей средств Резервного фонда должно хватить на 3 года, однако участники особо подчеркнули, что сегодняшняя экономическая политика исходит не из того, как потратить резервные фонды, а из необходимости создания условий для структурных изменений.

Состоявшееся обсуждение стало прологом к главной панельной дискуссии Форума, модерировал работу которой ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау. Он отметил, что Гайдаровский форум, вопреки геополитической нестабильности, удвоил число иностранных участников по сравнению с прошлым годом.

Основным выступлением секции стала ожидаемая всеми участниками и прессой речь Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. Премьер подчеркнул, что за прошедший год в экономическую жизнь вмешалась политика, в результате тотальное недоверие и взаимные санкции привели к значительным потерям не только для России, но для многих государств. Несмотря на складывающуюся ситуацию, по словам премьера, Россия не собирается закрываться от мира. Возвращение в прошлое Дмитрий Медведев считает ошибкой, которую нельзя допустить.

Председатель Правительства обозначил первоочередные меры, которые необходимо предпринять для стабилизации и оздоровления экономики. Эти меры предусматривают большую свободу для бизнеса. При этом «наша цель – не заливать кризис деньгами, а раскрепостить предпринимательскую инициативу, сделать юридическую защиту действительно защитой, выстроить более предсказуемую систему регулирования», – заявил он.

Концепция, представленная Дмитрием Медведевым, носила характер стройного, хорошо продуманного и подготовленного плана, который, видимо, Правительство будет осуществлять в ближайшее время. Премьер говорил «о том, чтобы изменить саму модель нашего развития».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *