Рекомендуемая ссылка на статью:
ЛЮДМИЛА ЕФИМОВНА ИЛЬИЧЕВАа
аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ КОНДРАШОВb
bВсероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК)
DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-6-77-81
Аннотация:
После многочисленных скандалов, связанных с выборами президента США в 2016 году, словосочетание «фальшивые новости» постепенно стало общеупотребительным. Поскольку в западных средствах массовой информации неоднократно заявлялось о том, что фальшивые новости распространяли российские граждане, для того чтобы повлиять на исход выборов американского президента, само это понятие стало орудием, дискредитирующим Россию в глазах мирового сообщества. В настоящей статье рассмотрена его история, а также процесс закрепления в массовом сознании словосочетания «фальшивые новости». Авторы делают сравнительный анализ содержания этого термина, указывая на его отличие от традиционных приемов пропаганды, и определяют границы понятия, отделяя фальшивые новости от некачественных журналистских материалов. Фейковые новости могут иметь сразу несколько целей. Тренд коммерциализации изданий и жесткая конкурентная среда, возникшая с ростом популярности новых медиа, вынуждает публиковать непроверенные материалы, иногда даже заведомо ложные, но имеющие перспективу стать популярными. Поэтому для СМИ публикация фальшивых новостей имеет, в первую очередь, экономическую ценность. Ложные новости, благодаря современным технологиям, коснулись большинства населения; следовательно, у них есть большой потенциал для того, чтобы быть эффективным инструментом информационной войны. Современные исследователи массовых коммуникаций все чаще приходят к выводу, что хотя фейковые новости широко распространены, их влияние на общественное мнение невелико, тогда как меры по борьбе с такими новостями могут иметь негативный эффект.
Ключевые слова:
гибридные войны, масс-медиа, массовая коммуникация, пропаганда, информационное противоборство, фальшивые новости, кликбейт
Дата поступления статьи в редакцию:
1 октября 2018 года
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).