Институциональные аспекты целеполагания при разработке государственных программ

Ритм экономики, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Братченко С.А. , Институциональные аспекты целеполагания при разработке государственных программ // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2023, №5 (145)
, с. 39-54.

Светлана Анатольевна Братченкоа

аИнститут экономики Российской академии наук

DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-5-39-54

Аннотация:
В статье отмечается, что результаты реализации государственных программ, которые порой не оказывают серьезного влияния на социально-экономическое развитие страны, во многом обусловлены общепринятой в государственном управлении и закрепленной в нормативных документах концепцией целеполагания, не различающей стратегические и операционные цели. Благодаря этому формальным критерием успешности реализации государственной программы является достижение ее операционных целей (системы показателей), в то время как стратегические цели государственной программы (задачи и проблемы социально-экономического развития страны) зачастую оказываются недостигнутыми. На примере государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» было продемонстрировано, что все показатели (то есть операционные цели), используемые в программе в отношении автомобилестроения, не являются необходимым условием для достижения ее стратегической цели – развития российского автопрома и повышения его конкурентоспособности. По итогам исследования были сформулированы рекомендации, в частности, предлагающие пересмотреть требования к целеполаганию в нормативных документах, регулирующих разработку и реализацию государственных программ.

Ключевые слова:
государственная программа, целеполагание, стратегические и операционные цели, качество государственного управления, нормативные документы, институциональные условия, конкурентоспособность промышленности, автомобилестроение

Дата поступления статьи в редакцию:
23 июля 2023 года

Литература:
Блохин А.А., Адамян Э.А., Китаев А.Е., Миронова И.И. Сравнительные оценки параметров целей государства и других субъектов управления российской экономикой. Вестник Московского университета. Сер. 6: «Экономика». 2019. № 2. С. 3–25.
Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
Борщевский Г.А. Оценка модели управления государственными программами Российской Федерации. Управленец. 2021. Т. 12. № 5. С. 2–20. DOI: 10.29141/2218-5003-2021- 12-5-1
Братченко С.А. К вопросу об управлении государственными программами (на примере государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»). Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021(c). № 3. С. 88–108.
Братченко С.А. Качество государственного управления: теоретический, методологический и институциональный аспекты: Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2021(b).
Братченко С.А. Качество управления и результативность в практике государственного управления (на примере управления государственными программами). Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021(a). Т. 11. № 10А. С. 254– 267. DOI: 10.34670/AR.2021.15.53.029
Братченко С.А. Целеполагание в государственных программах в зеркале российской научной литературы. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2023. № 3. С. 55–64.
Винслав Ю.Б. Год 2020-й: о сохраняющихся воспроизводственных угрозах и об их нейтрализации на путях совершенствования стратегического планирования и промышленной политики, развертывания национальной инновационной системы и ее отраслевых и региональных подсистем. Российский экономический журнал. 2020. №1. С. 4–53.
Винслав Ю.Б. Экономика-2021: сохранение фундаментальных проблем, императивность и направления трансформации макроуровневых управленческих моделей. Российский экономический журнал. 2021. № 1. С. 3–31.
Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С. и др. О стратегии развития экономики России. ЭНСР. 2011. № 3 (54).
Городецкий А.Е. Институты государственного управления в условиях новых вызовов социально-экономического развития: Монография. М.: Институт экономики РАН, 2018.
Городецкий А.Е., Зиядуллаев Н.С. Трансформация экономики и общества: приоритеты национальной безопасности и российские реалии. Общество и экономика. 2019. № 9. С. 5–19.
Гумеров Р.Р. Государственная программа развития сельского хозяйства: амбиции и реалии. ЭКО. 2019. № 4. С. 8–25.
Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. Проблемы оценки эффективности государственного регулирования и бюджетной поддержки российской экономики. Российский экономический журнал. 2018. № 1. С. 66–80.
Гумеров Р.Р., Гусева Н.В., Солнцева Л.И. Оценка качества государственных программ: итоги апробации многокритериальной модели (результаты, проблемы, возможности). Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. № 4. С. 28–38.
Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Диагностика качества российского государственного управления. Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 4. С. 170–197.
Казанцев Н.М. Проблемы правового регулирования разработки и выполнения государственных программ // Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы. Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием юридического факультета СПбГЭУ / Под научной редакцией Н.А. Крайновой. СПб.: СПбГЭУ, 2019. С. 57–66.
Ленчук Е.Б. Цифровизация экономики: драйверы и результаты. Экономическое возрождение России. 2019. №2. С. 32–37.
Ленчук Е.Б., Филатов В.И., Ахапкин Н.Ю., Смотрицкая И.И. и др. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы: Коллективный научно-аналитический доклад / Под редакцией д.э.н. Е.Б. Ленчук. М.: Институт экономики, 2018.
Малган Дж. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. М.: Изд. Института Гайдара, 2011.
Маршова Т.Н., Кириченко И.А. О критериях качества государственных проектов. Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 4. C. 61–96. DOI: 10.17323/ 1999-5431-2022-0-4-61-96
Мау В.А. Экономика и политика 2019–2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы. Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 5–27.
Наумов С.Н. О методологических подходах к построению сценариев перспективного развития России // Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс. Сборник научных трудов участников XI Международной Кондратьевской конференции / Под редакцией В.М. Бондаренко. М.: Международная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2020. С. 303–308.
Наумов С.Н., Гусева Н.В., Гумеров Р.Р., Солнцева Л.И. Оценка качества государственных программ Российской Федерации и противодействие манипулированию их индикаторами. Экономическая безопасность. 2022. № 4. С. 1391–1412.
Николаев И.А. Драйверы экономического роста: возможности и перспективы их использования в подсанкционной экономике России. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 1. С. 58–74.
Охотский Е.В., Фролов С.С. Качество целеполагания – базовое условие эффективного государственного управления. Вестник Московского университета. Сер. 21: «Управление (государство и общество)». 2020. № 1. С. 21–42.
Порфирьев Б.Н., Лексин В.Н. Концептуально-методологические основы целеполагания в системе государственного программно-целевого управления комплексным развитием арктической зоны Российской Федерации // Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления / Под ред. акад. В.В. Ивантера. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский дом «Наука», 2016. С. 149–151.
Райзберг Б.А. Оценка качества, эффективности, результативности целевых программ и инвестиционных проектов. Управленческие науки в современном мире. 2016. Т. 2. № 2. С. 141–145.
Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1999.
Хотулев Е.Л., Наумов С.Н. Государственные программы как инструмент реализации новой экономической политики // Новая экономическая политика для России и мира. Сборник научных трудов участников Международной научной конференции. XXVII Кондратьевские чтения / Под редакцией В.М. Бондаренко. М.: Международная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева. 2019(b). С. 214–221.
Хотулев Е.Л., Наумов С.Н., Блохин А.А. Новые вызовы программно-целевого управления: поиск ответов и решений. М.: ВАВТ, 2019(а).
Черных С.И., Байбулатова Д.В. Национальный проект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации»: проблемы целеполагания и финансирования. ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2023. № 2. С. 19–38.
Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.
Яндиев М.И., Климов Е.Б., Магомедова Ю.Д., Цечоев М.Т. Государственные программы города Москвы: цели, сроки, показатели. Россия и Азия. 2020. № 5. С. 65–71.
Bryson J.M., George B., Seo D. Understanding goal formation in strategic public management: a proposed theoretical framework. Public Management Review. 2022, August. DOI: 10.1080 /14719037.2022.2103173. In English
Casey W., Peck W., Webb N.J., Quast P. Are we driving strategic results or metric mania? Evaluating performance in public sector. International Public Management Review. 2008. Vol. 9. Issue 2. P. 90–106. In English
Doran G.T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management goals and objectives. Management Review. 1981. Vol. 70. No. 11. Р. 35–36. In English
Evolving theories of public budgeting / J.R. Bartle (ed.). Oxford: Elsevier, 2001. In English
Gilmour J.B. Implementing OMB’s Program Assessment Rating Tool (PART): Meeting the Challenges of Integrating Budget and Performance. OECD Journal on Budgeting. 2007. Vol. 7. No. 1. In English
Goodhart C.A.E. Problems of Monetary Management: The UK experience. Papers in Monetary Economics. Reserve Bank of Australia, 1975. Vol. I. In English
Hofstad H., Millstein M., Tønnesen A., Vedeld T., Hansen K.B. The role of goal-setting in urban climate governance. Earth System Governance. 2021. No. 7. P. 1–10. In English
Hood C., Dixon R., Beeston C. Rating the Rankings: Assessing International Rankings of Public Service Performance. International Public Management Journal. 2008. Vol. 11. No. 3. In English
Jung C.S. Extending the Theory of Goal Ambiguity to Programs: Examining the Relationship Between Goal Ambiguity and Performance. Public Administration Review. 2014. Vol. 74 (2). P. 205–219. DOI: 10.1111/puar.12176. In English
Latham G., Borgogni L., Petitta L. Goal setting and perf in the public sector. International Public Management Journal. 2008. Vol. 11 (4). P. 385–403. DOI: 10.1080/10967490802491087. In English
Peacock S. An Evaluation of Program Budgeting and Marginal Analysis Applied in South Australian Hospitals. Melbourne, 2008. In English
Pitkänen E. Goal Programming and Operational Objectives in Public Administration. The Swedish Journal of Economics. 1970. No. 3. P. 207–214. In English
Rabin I.S. Th e politics of public budgeting. 5 ed. Wash.: CQ Press, 2006. In English
Schacter M. Means… Ends… Indicators: Performance Measurement in the Public Sector / Institute on Governance, Ottawa: Policy Brief. 1999. No. 3. P. 1–5. In English
Walker R.W., Andrews R. Local Government Management and Performance: A Review of Evidence. Journal of Public Administration Research and Theory. 2015. Vol. 25 (1). P. 101–133. DOI: 10.1093/jopart/mut038. In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *