Технология «ключевого слова» как инструмент управления персоналом

Кадровые технологии, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Каплунович И.Я., Каплунович С.М., Технология «ключевого слова» как инструмент управления персоналом // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2021, №5 (133)
, с. 92-98.

ИЛЬЯ ЯКОВЛЕВИЧ КАПЛУНОВИЧа
СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА КАПЛУНОВИЧа

аНовгородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-5-92-98

Аннотация:
Основатель гуманистической психологии А. Маслоу утверждал: тот, у кого из орудий имеется лишь молоток, склонен на любую проблему смотреть, как на гвоздь. Можно ли научиться видеть в подчиненных не «гвозди», а субъектов совместной трудовой деятельности? Какими эффективными методами управления удается выявить истинную причину и скрытые мотивы сотрудников, воздействовать и добиться от них добровольного принятия ожидаемых и нужных руководителю действий? В ответе на эти вопросы заключена цель настоящего исследования. В менеджменте широко распространен японский метод «пяти “почему”», который, по мнению авторов, недостаточно продуктивен. Отказавшись от формально-логического и опираясь на каузально-генетический метод исследования, технологию адаптивного обучения в зоне ближайшего развития, авторы предлагают другой, отечественный подход, доказавший свою бо́ льшую эффективность. Описаны технология работы с ним на практике и его преимущества. При использовании технологии «ключевого слова» движение к результату идет целенаправленно, затрагивает в рамках индивидуальной логической траектории рассуждения сотрудника, а не руководителя. Своими вопросами менеджер постоянно «нащупывает» и выводит подчиненного в индивидуальную для каждого зону ближайшего развития, и обсуждение проводится именно в ней (то есть обеспечивается развивающий эффект размышлений сотрудника). Опора на ключевые слова собеседника гарантирует отсутствие препятствий в построении им умозаключений. В случае возникновения преград они довольно быстро нивелируются посредством опоры на следующее ключевое слово опрашиваемого.

Ключевые слова:
трансактный анализ, технология «ключевого слова», метод «пяти “почему”», каузально-генетический подход, адаптивное обучение в зоне ближайшего развития

Дата поступления статьи в редакцию:
2 октября 2021 года

Литература:
Бергер У. Красивый вопрос. Как неодинарные вопросы приводят к гениальным идеям. Мн.: Попурри, 2014.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2020.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021.
Грибоедов А.С. Горе от ума. М.: Эксмо, 2020.
Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
Каплунович И.Я. Реализация адаптивного обучения посредством каузально-генетического подхода. Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 12. С. 11–16.
Каплунович И.Я., Каплунович С.М. Педагогические приемы учета индивидуальных особенностей мышления учащихся при фронтальном обучении. Педагогика. 2018. № 12. С. 47–54.
Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Норма, 2018.
Садовничий В.А. Лев Семенович Выготский // О людях Московского университета. 3-е изд., дополненное. М.: Издательство Московского университета, 2019. С. 134–140.
Собчак А.А. Хождение во власть. Рассказ о рождении парламента. М.: Изд-во «Новости», 1991.
Суриков И.Е. Сократ. М.: Академический Проект, 2017.
Becker Gary S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education: Third Edition. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1993.
Berne E. Games People Play – The basic Hand Book of Transactional Analysis. N.-Y.: Ballantine Books, 1996.
Blaz Kos. The 5 Whys technique – dig deep to find the root cause of any problem. https://www.spica.com/blog/5-whys
Drucker P.F. Managing Oneself. Harvard: Business Revier, 2005.
Gregersen H. Questions are the answer. A Breakthrough Approach to Your Most Vexing Problems at Work and in Life. N.-Y.: ASOS, 2018.
Kant I. Critique of Pure. Reason Penguin Books Ltd., 2007.
Kaplunovich S.M., Kaplunovich I.J. Theoretical Basis for Adaptive Education in the Zone of Nearest Development. European Journal of Natural History. 2016. № 4. P. 103–107.
Levitt S.D., List J.A. Was there Really a Hawthorne Effect at the Hawthorne Plant? An Analysis of the Original Illumination Experiments. American Economic Journal: Applied Economics. 2011. Vol. 3. No. 1. P. 224–238.
Serrat O. The Five Whys Technique // Knowledge Solutions: Tools, Methods, and Approaches to Drive Organizational Performance. N.-Y.: Springer Open, 2017. P. 307–310.
Shultz T. Investing in People: The Economics of Population Quality. University of California Press, Berkeley and Angeles, California, 1981.
Stewart I., Joines V. TA Today: A New Introduction to Transactional Analysis. N.-Y.: University of Columbia, 1987.
Teaming: How Organizations Learn, Innovate, and Compete in the Knowledge Economy / by Edgar H. Schein and Amy C. Edmondson. N.-Y.: Wiley & Sons, Incorporated, John, 2012.
Trahair R.C. S.E. Mayo: the humanist temper. New Brunswick, 2005.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *