Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: перспективы и ограничения

Пространство образования, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Барциц А.И. , Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: перспективы и ограничения // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2022, №4 (138)
, с. 87-96.

АЛИНА ИГОРЕВНА БАРЦИЦа

анезависимый исследователь

DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-4-87-96

Аннотация:
В статье обозначены и проанализированы риски, возможности и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Детально раскрыты результаты и особенности применения ИКТ в образовании: массовость, непрерывность, трансграничность; лавинообразный рост количества электронных образовательных ресурсов, формирование интернет-платформ и рынка EdTech. Выделены ограничения, сдерживающие развитие применения ИКТ в образовании, представлены основные тенденции, предложено видение использования ИКТ в современных условиях в целях интернационализации образования и продвижения российских образовательных программ за рубежом. Преодоление пандемии не только не снизит актуальность дискуссии о перспективах использования ИКТ в образовательном процессе при реализации задач интернационализации. Напротив, эта дискуссия от анализа применения дистанта как неизбежного превращается в философский дискурс, каким видится само будущее образования, о месте и роли ИКТ в реализации глобальных Целей устойчивого развития. Применение ИКТ не только существенно меняет форму, организацию образовательного процесса, но и предоставляет широкие возможности для интернализации образования, привлечения к обучению в российских вузах иностранных студентов. Эти возможности способствуют достижению ряда политических, экономических задач развития. Существуют различия между организацией учебного процесса для российских студентов, учащихся непосредственно в здании высшего учебного заведения в очном либо в гибридном формате и в обучении иностранных студентов с использованием ИКТ полностью в дистанционном формате. В работе использованы интервью с преподавателями и итоги социологических опросов среди студентов отделения продюсирования и культурной политики РАНХиГС.

Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), массовость, непрерывность, трансграничность, MOOC (Massive Open Online Course), преимущества и ограничения онлайн-образования

Дата поступления статьи в редакцию:
12 июня 2022 года

Литература:
Байнхауэр Х., Шманке Э. Мир в 2000 году. Свод международных прогнозов. М.: Прогресс, 1973.
Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии. Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1. С. 115–137.
Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2017.
Манако А.Ф., Воронкин А.С. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации. Образовательные технологии и общество. 2014. № 1. С. 487–521.
Мау В.А., Идрисов Г.И., Кузьминов Я.И., Радыгин А.Д., Садовничий В.А., Синельников-Мурылев С.Г. и др. Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с COVID-19. https://www. researchgate.net/publication/344821727_Obsestvo_i_ pandemia_Opyt_i_uroki_borby_s_COVID-19_v_Rossii
Панкратов И.Ю., Свертилова Н.В., Лидэ Е.Н. Цифровая трансформация: риски и угрозы, возможности и перспективы развития (по материалам Гайдаровского форума-2019 «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды»). Государственная служба. 2019. № 3. С. 64–74.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
Guo P. MOOC and SPOC, Which One is Better? Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. No. 8. P. 5961–5967. In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *