Рекомендуемая ссылка на статью:
Сунь Юйхуа, ректор Даляньского университета иностранных языков (ДУИЯ), глава национального ректората УШОС в КНР. (116044, КНР, Далянь, западный участок, пр. Люйшуйнаньлу, 6). E-mail: xzxx@dlufl.edu.cn
Аннотация: В контексте сопряжения проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза возрастает актуальность сотрудничества и в образовательной сфере стран – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Авторы подчеркивают, что в настоящее время университеты стран ШОС принадлежат к различным образовательным пространствам – к европейскому (Российская Федерация, Казахстан) и к азиатско-тихоокеанскому (Российская Федерация, КНР). Важную роль в гармонизации образовательных практик на евразийском пространстве может сыграть опыт сотрудничества, который накоплен за эти годы в рамках деятельности Университета ШОС. В статье описано становление Университета ШОС, его основные образовательные программы, участие КНР в работе данного сетевого формата.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Университет ШОС, сетевые университеты, европейское пространство высшего образования, азиатско-тихоокеанское образовательное пространство.
По итогам Уфимского саммита, состоявшегося в июле 2015 года, можно констатировать, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала, пожалуй, наиболее влиятельной региональной интеграционной инициативой на евразийском пространстве. После присоединения Индии и Пакистана на территорию ШОС приходится 60% Евразии, в странах-членах организации проживает половина населения нашей планеты. Ведущую роль в развитии ШОС играет стратегический диалог между Российской Федерацией и Китайской народной республикой. Особое значение в этом диалоге приобретает инициатива Президента России В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина по сопряжению проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза[1].
Согласно Декларации о создании ШОС 2001 года, поощрение эффективного сотрудничества в образовательной сфере также относится к числу основных целей организации[2]. И это не случайно – ведь именно в системе образования закладываются те ценности, которые определяют характер взаимодействия между нашими народами и странами. Особая роль здесь принадлежит высшим учебным заведениям, прививающим своим студентам идеалы гуманизма и дружбы народов, тот самый «шанхайский дух» – дух взаимного доверия и уважения, равенства и стремления к прогрессу.
Европейское и азиатское пространства высшего образования
Университеты стран ШОС имеют свои богатые традиции, уникальность которых определяется особенностями соответствующих образовательных пространств. Так, вузы России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана ранее входили в состав единого образовательного пространства Советского Союза. Россия (в 2003 году) и Казахстан (в 2010 году), подписав Болонскую декларацию 1999 года[3], присоединились к процессу создания единого европейского пространства высшего образования. В рамках азиатско-тихоокеанского образовательного пространства также развиваются интеграционные процессы. В 2011 году была принята Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций, которую подписали как КНР, так и Россия[4].
В настоящее время на повестке дня стоит вопрос гармонизации систем образования Запада и Востока, сопряжение образовательных пространств Евразии. На совещаниях министров образования, проводимых в рамках Форума «Азия–Европа» (ASEM), обсуждается вопрос формирования евразийского пространства академической мобильности, взаимного признания квалификаций между европейским и азиатско-тихоокеанским образовательными пространствами.
Важную роль в гармонизации образовательных практик здесь может сыграть тот реальный опыт международного образовательного сотрудничества, который накоплен за эти годы в рамках деятельности Университета ШОС.
Становление Университета ШОС
Образованию Университета предшествовало подписание в 2006 году Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования. Одним из ключевых пунктов документа стало заявление о поддержке «развития интеграционных процессов в области образования и создание в этих целях (по мере необходимости) информационной и нормативной правовой базы по вопросам политики государств-сторон в области образования»[5]. Таким образом, была заложена база для дальнейшего сотрудничества в области глобальных образовательных проектов, таких как УШОС. А годом позднее Президент России В.В. Путин заявил на саммите в Бишкеке об инициативе по созданию сетевого Университета ШОС. По мнению Президента, «он мог бы представлять собой сеть учебных заведений государств – членов Организации с согласованной программой обучения. Это способно заметно расширить возможности для нашей молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты»[6].
Университет ШОС создан и функционирует на основе следующей правовой базы:
- Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года;
- Декларации министров образования государств-членов ШОС от 24 октября 2008 года;
- Решений третьего совещания министров образования государств-членов ШОС.
Цели и задачи нового учебного заведения были закреплены в Концепции Университета ШОС, разработанной национальными ведомствами развития образования и Экспертной рабочей группой по сотрудничеству в области образования ШОС. В 2011 году в Москве была принята Хартия УШОС, в рамках которой были определены основные цели и задачи проекта, основные принципы и направления сотрудничества, административная структура[7]. В 2014 году утвержден сертификат УШОС и регламент его выдачи, с тех пор его получили уже несколько сот студентов из стран-членов Организации.
Ежегодно проводятся Недели «Образование без границ» государств-членов ШОС, а также встречи министров образования стран-участниц. В мае 2015 года на базе Белгородского государственного университета прошла IX Неделя образования, а юбилейная, X Неделя пройдет в КНР в 2016 году.
Образовательный компонент
Университет ШОС в настоящее время представляет собой сеть, в которую входят 82 ведущих университета государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, реализующих совместные магистерские программы по целому ряду направлений подготовки. Изначально в рамках УШОС велась подготовка по таким ключевым специальностям, как «Регионоведение», «Экология», «IT-технологии», «Энергетика» и «Нанотехнологии». Позже к этому списку добавились «Экономика» и «Педагогика». Среди ведущих российских вузов в проект вошли МГУ, РУДН, МГИМО, МЭИ, НГУ и другие; с китайской стороны – Пекинский университет иностранных языков, Даляньский университет иностранных языков, Шаньдунский университет, Ланьчжоуский университет, Хэйлунцзянский университет и другие.
Регулярно проводится мониторинг эффективности вузов-участников. Оценивается количество направлений подготовки магистров, количество иностранных студентов, статистика по странам приема и обучения студентов. Прорабатывается вопрос о возможности реализации совместной аспирантуры и программ совместного бакалавриата (2+2), о создании специализированной сети языковых подготовительных курсов.
Китай в Университете ШОС
В 2012 году был создан национальный ректорат Университета с китайской стороны на базе Даляньского университета иностранных языков (ДУИЯ) – одного из ведущих центров по изучению русского языка в КНР. Основные задачи ректората УШОС со стороны Китайской народной республики – администрирование проекта в КНР, координация деятельности 20 китайских вузов-партнеров Университета, а также стратегические исследования развития УШОС. В Даляньском университете иностранных языков действуют различные центры, способствующие международному сотрудничеству, например, Центр обмена студентами между Китаем и Россией, Центр распространения китайского языка в мире, а в 2013 году на базе ДУИЯ был открыт Исследовательский центр УШОС.
В июле 2015 года преподаватели Российского университета дружбы народов на базе Даляньского университета иностранных языков провели курсы повышения квалификации для преподавателей УШОС по специальности «Регионоведение». Около 20 представителей ведущих китайских вузов из Пекинского университета иностранных языков, Шаньдунского университета, Синцзьянского университета и других слушали лекции по комплексному регионоведению России. Аналогические курсы будут проведены и в 2016 учебном году. В образовательных стандартах КНР в настоящее время нет специальности «регионоведение» (изучением региона занимаются специалисты по языку и международным отношениям), и это еще один довод в пользу необходимости гармонизации образовательных пространств России и Китая, а также других стран Евразии.
Сетевые университеты
В динамичной международной среде XXI века сетевые университеты становятся эффективным форматом академического сотрудничества [Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В., 2012. С. 7–11]. Помимо Университета ШОС, Российский университет дружбы народов участвует в реализации еще, как минимум, двух образовательных консорциумов: Сетевого университета СНГ (СУ СНГ) и Сетевого университета БРИКС.
Сетевой Университет СНГ был запущен в 2009 году по инициативе РУДН при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ и объединяет в себе 27 ведущих вузов из девяти стран: Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины [Коваленко С.А., Смолик Н.Г., 2014. С. 207–213].
Опыт, накопленный в рамках работы Сетевого университета СНГ, с успехом применяется при реализации проекта Университета ШОС. В свою очередь, наработки по российско-китайскому образовательному сотрудничеству в рамках Университета ШОС будут взяты за основу при формировании Сетевого Университета БРИКС.
Практический опыт сотрудничества вузов-партнеров УШОС позволяет выявлять как успешные практики, так и проблемные аспекты образовательного взаимодействия между вузами разных стран. И в этом контексте данный сетевой формат взаимодействия играет положительную роль в сопряжении образовательных пространств Евразии.
Литература
Коваленко С.А., Смолик Н.Г. Участие РУДН в деятельности Сетевого университета СНГ // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2014, № 4. С. 207–213.
Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление. 2012. № 2. С. 7–11.
[1] Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелковый путь», Москва, 8 мая 2015 года. http://www.kremlin.ru/supplement/4971
[2] Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2001 года – http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83
[3] Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, Болонья, 19 июня 1999 года. http://www.unn.ru/pages/issues/publisher_db/files/46/2.pdf
[4] Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций http://www.russianenic.ru/int/unesco/tmp818.pdf
[5] Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года. http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1497
[6] Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. http://archive.kremlin.ru/appears/2007/08/16/1231_type63377_141411.shtml
[7] Хартия Университета Шанхайской Организации Сотрудничества 7 ноября 2011 года, Москва. http://cok.opredelim.com/docs/100/index-12920832.html