Государственные социальные услуги: от эволюции теории к практике обеспечения качества

Социальная политика

Рекомендуемая ссылка на статью:
Гуппоев Т.Б., Шогенов М.З., Государственные социальные услуги: от эволюции теории к практике обеспечения качества // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2019, №4 (120)
, с. 75-81.

ТИМУР БОРИСОВИЧ ГУППОЕВа

аАвтономная некоммерческая организация «Центр инноваций социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики»

МУРАТ ЗАМИРОВИЧ ШОГЕНОВb

bКабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-4-75-81

Аннотация:
Статья посвящена изучению вопросов, связанных с развитием представлений о предоставлении социальных услуг как фундаментальной функции современного государства. Авторы рассматривают этапы эволюции научной мысли о социальной сущности государства, в результате которой социальные услуги стали считаться необходимым условием достойной жизни и устойчивого развития всего общества, а не только механизмом поддержки нуждающихся групп населения. Государство в наши дни выступает как мегарегулятор, который призван обеспечить количественные и качественные характеристики социальных услуг. Однако вызовы современного постиндустриального общества требуют пересмотра роли централизованного государственного управления в социальной сфере. Авторы связывают неэффективность директивного государственного управления с качеством социальных услуг с их сложной социорыночной сущностью и смешанным характером предоставления: государственные гарантии, но несовершенный характер конкуренции. Как считают авторы, система независимой оценки качества услуг выступает как действенный механизм обратной связи, необходимый для оптимизации сферы социальных услуг в интересах потребителей конкретных территорий. В качестве одной из ключевых проблем указано отсутствие на региональном уровне связи между внедрением независимой оценки и последовательными мерами по совершенствованию работы учреждений социальной сферы.

Ключевые слова:
социальное государство, социальные услуги, независимая оценка качества, государственное регулирование, региональное развитие, человеческий капитал

Дата поступления статьи в редакцию:
14 ноября 2018 года

Литература:
Барабашев А.Г. Теоретические ориентиры дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. Т.1. № 1. С. 19–52.
Барциц И.Н. Показатели эффективности государственного управления (Субъективный взгляд на международные стандарты). (Часть 1). Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2008. № 1. С. 3–6.
Божечкова А.В. Эконометрическое моделирование влияния человеческого капитала на экономический рост в регионах России. Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 90–99.
Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 90–102.
Домбровский М. Роль государства в постиндустриальной экономике. Общество и экономика. 2006. № 5. С. 116–124.
Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Становление института независимой оценки качества: вопросы и перспективы развития. Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. № 1. C. 70–88.
Захарьян Д.А. Социальное государство: основные этапы развития и современное состояние. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. № 3. С. 649–658.
Калашников C.B. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002.
Калашников С.В. Очерк теории социального государства. М., 2006.
Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца Фон Штейна. Философия и общество. 2008. №3 (51). https:// www.socionauki.ru/journal/articles/130203/
Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.
Малофеев И.В. Социальные услуги в рыночной экономике: опыт и проблемы. Вестник Государственного университета управления. 2011. №13. С. 169–172.
Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении / Под ред. М.А. Василика, Л.В. Сморгунова. СПб., 1997.
Морова Л.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру. Социологические исследования. 1998. № 9. С. 73–77.
Путило H.B. К вопросу о природе социальных услуг. Журнал российского права. 2006. № 4. С. 16–24. Рагозина Л.Г., Цацура Е.А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 1 (125). С. 3–13.
Романова О.В. Становление института социального рынка. Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук. М., 2009.
Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «Governance». Политические исследования. 2004. № 3. С. 50–58.
Современный экономический словарь: 5-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2007.
Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы. Конституция, закон и социальная сфера общества: Материалы научно-практической конференции, 1 декабря 2008 г. М.: ИД «Юриспруденция», 2009.
Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. Мировая экономика и международные отношения. 2001. №12. С. 42–49.
Goodin R.E., Heady В., Muffels Е., Dirven H.G. The Real World of Welfare Capitalism. Cambridge University Press. 1999.
Gronroos С. Quo vadis marketing? Toward a relationships marketing paradigm. Journal of Marketing management. 1994. 10.5. Р. 1–13.
Israel A. Introduction. International Review of Administrative Sciences. 1999. Vol. 65. № 2. З. 163– 67.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *