Социальное предпринимательство в России: проблемы и перспективы

Социальная политика, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Исаев Д.В. , Социальное предпринимательство в России: проблемы и перспективы // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2020, №2 (124)
, с. 92-96.

ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ИСАЕВа

аФонд Росконгресс

DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-2-92-96

Аннотация:
Статья посвящена проблемам и перспективам развития социального предпринимательства в России. Автор отмечает необходимость стимулирования такого рода деятельности и создания соответствующей институциональной и нормативной правовой базы. Однако единое понимание и определение «социального предпринимательства» отсутствует, что придает существующему опыту и научным исследованиям фрагментарный характер. На практике широко распространено представление о социальном предпринимательстве как о деятельности, нацеленной на извлечение коммерческой прибыли, а не на создание социальной ценности и решение социальных проблем. В статье дана попытка выявления причин такого состояния, проанализированы существующие научно-исследовательские подходы и практический опыт, а также сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации. Проанализированы существующие традиционные и современные подходы к толкованию предпринимательства как особого вида человеческой деятельности. Анализ показал, что предпринимательская деятельность традиционно ассоциируется с инновационной деятельностью, риском, неопределенностью и предпринимательской прибылью. Уделено особое внимание существующим научно-исследовательским подходам к изучению социального предпринимательства как современного феномена. Выявлены характерные черты социального предпринимательства, отличающие его от других типов предпринимательской деятельности, выделены существующие в российской научной среде определения, которые наиболее распространены при попытках составить теоретические и концептуальные основы социального предпринимательства. В качестве российского опыта рассмотрена деятельность некоммерческого партнерства «Мир старшего поколения», которая не только объединяет социальных предпринимателей, но и осуществляет свою деятельность в качестве института развития социальной сферы. Сделаны выводы о научно-исследовательских перспективах в данной области и предложены направления для дальнейшего изучения социального предпринимательства. Автором предложено рассматривать опыт социального предпринимательства, накопленный в России, при формировании рекомендаций к дальнейшему развитию нормативной правовой базы.

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, инвестиционная привлекательность регионов, социальное партнерство, социальное предпринимательство, социальные инновации

Дата поступления статьи в редакцию:
3 апреля 2020 года

Литература:
Арай Ю.Н., Бурмистрова Т.А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Российский журнал менеджмента. 2014. № 4. С. 55–78.
Баринова В.А. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018.
Буянова А.В. Проблемы социального предпринимательства. Социально-политические науки. 2015. № 4. С. 92–95.
Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация. Журнал российского права. 2013. № 7. С. 5–16.
Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие. Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 85–98.
Московская А.А., Баталина М.Л., Тарадина Л.Д. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Dacin P.A., Dacin T.M., Matear M. Social Entrepreneurship: Why We Don’t Need a New Theory and How We Move Forward From Here. Academy of Management Perspectives. 2010. № 3. P. 37–57.
Dickenson H. From New Public Management to New Public Governance: The implications for a ‘new public service’. Acton, Australia: ANU Press, 2016.
Porter M.E., Kramer M.R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantages and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review. 2006. № 12. P. 78–92.
Redlich F. The Business Leader in Theory and Reality. The American Journal of Economics and Sociology. 1949. № 3. P. 223–237.
Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York, 1983.
Say J.-B. A Treatise on Political Economy. New York, 1971.
Schumpeter J. A. Capitalism, Socialism, and Democracy (5th ed.). London and New York: George Allen & Unwin, 1976.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *