Модель дистанционного образования и современные информационные технологии

Пространство образования, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
А.В. Резниченко, И.А. Жук, Модель дистанционного образования и современные информационные технологии // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №4 (108)
, с. 66-72.

Александр Васильевич Резниченкоа
Игорь Александрович Жука

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-66-72

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема информатизации образования в контексте внедрения и развития новых информационных технологий. Проведен сравнительный анализ содержания и сущности «поддерживающего» и «инновационного» подходов к образованию и особенностей использования современных информационных технологий в образовательном процессе. По итогам выявлена необходимость системного взгляда на формирование концепции дистанционного образования. Опираясь на официально принятое понятие дистанционного образования, авторы сформулировали определение дистанционного обучения и выявили возможность и эффективность использования компьютерных телекоммуникаций в качестве его основы. Для обеспечения соизмеримости показателей эффективности дистанционного обучения с традиционным была предложена трехкомпонентная модель организации процесса дистанционного образования, включающая модель организации общедоступных информационных ресурсов, модель управления процессами обучения и модель знания. Для формирования первой и второй моделей предложено использование сети Internet, являющейся хранилищем постоянно обновляемых информационных ресурсов и обеспечивающей широкое использование двусторонних коммуникационных технологий взаимодействия преподавателя с обучаемыми и обучаемых между собой. Однако модель знания принципиально отличается. Ее содержание составляют структура информации, методика извлечения из нее знаний и метод контроля целостности извлеченных знаний.

Abstract:
The problem of the informatization of education in the context of implementation and development of new information technologies is considered in the article. Comparative analysis of the contents and the essence of «support» and «innovative» approaches to education and peculiarities of use of modern information technologies in the educational process is made. As a result, the need for a systematic view on the formation of a concept of distance education is revealed. Basing on the officially adopted concept of distance education, the authors formulated a definition of distance education and identified the possibility and efficiency of using computer telecommunications as its foundation. To ensure the commensurability of the indicators of efficiency of distance education with the traditional three-component model of organization of distance education process was proposed, including the model of organization of public information resources, the model of the management of education processes and the model of knowledge. For the formation of the first and the second models the use of the Internet, which is a repository of constantly updated information resources and ensuring broad use of two-way communication technologies for the interaction of teacher and learners and learners among themselves is proposed. However, the model of knowledge is essentially different. It contains the structure of information, methods of extracting the knowledge and the method of monitoring of the integrity of the extracted knowledge.

Ключевые слова:
информатизация, современные информационные технологии, дистанционное образование, модель, опыт применения

Keywords:
informatization, modern information technologies, distance education, model, application experience

Литература:
Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России / А.А. Андреев // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 1(13).
Вайнштейн Ю.В. Проблемы развития дистанционного образования / Ю.В. Вайнштейн // Science Time. 2014. № 10(10).
Дятлов С.А Интернет-технологии и дистанционное образование / С.А. Дятлов, А.В. Толстопятенко // Информационное общество. 2002. № 5.
Куштина Э. Организация дистанционного обучения, основанная на обобщенной модели учебного процесса / Э. Куштина (Польша) // НТИ. Сер.1. 2002. № 9.
Миронов В.Ю. Оценка эффективности внедрения электронного обучения в корпоративном секторе: выпускная квалификационная работа / В.Ю. Миронов. Новосибирск: СибГУТИ, 2016.
Образование и 21 век: Информационные и коммуникационные технологии / ред. В.Г. Кинелев. Москва: Наука, 1999.
Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): учебное пособие / Урсул А.Д. Москва: Академия общественных наук, 1990.
Michael G. Moore, Greg Kearsley. Distance Education: A Systems View. Wadsworth Publishing Company, 1996.

References:
Andreev A.A. Ocherki distantsionnogo obucheniia v Rossii [Essays on distance education in Russia] / A.A. Andreev // Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika [Managing education: theory and practice]. 2014. № 1(13). In Russian.
Diatlov S.A Internet-tekhnologii i distantsionnoe obrazovanie [Internet technologies and distance education] / S.A.Diatlov, A.V. Tolstopiatenko A.V. // Informatsionnoe obshchestvo. 2002. № 5. In Russian.
Distance Education: A Systems View, Michael G. Moore, Greg Kearsley Wadsworth Publishing Company, 1996.
Kushtina E. Organizatsiia distantsionnogo obucheniia, osnovannaia na obobshchennoi modeli uchebnogo protsessa [The organization of distance learning based on a generalized model of the learning process] / E. Kushtina (Pol’sha) // NTI. Ser.1. 2002. № 9. In Russian.
Mironov V.Iu. Otsenka effektivnosti vnedreniia elektronnogo obucheniia v korporativnom sektore: vypusknaia kvalifikatsionnaia rabota [Evaluation of the effectiveness of implementing e-learning in the corporate sector: final qualification work] / V.Iu. Mironov. Novosibirsk: SibGUTI, 2016. In Russian.
Obrazovanie i 21 vek: Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii [Education and the 21st century: Information and communication technology] / red. V.G. Kinelev. Moskva: Nauka, 1999. In Russian.
Ursul A.D. Informatizatsiia obshchestva (Vvedenie v sotsial’nuiu informatiku): uchebnoe posobie [Informatization of society (Introduction to social Informatics): a tutorial] / Ursul A.D. Moskva: Akademiia obshchestvennykh nauk, 1990. In Russian.
Vainshtein Iu.V. Problemy razvitiia distantsionnogo obrazovaniia [Problems of development of distance education] / Iu.V. Vainshtein // Science Time. 2014. № 10 (10) In Russian.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *