Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: Политическую систему России, базирующуюся на разделении властей, можно считать сформированной. В современной России парламентаризм в последней четверти века эволюционирует не только как профессиональная сфера организации и деятельности, но и как институт и инструмент совершенствования политической системы. Однако депутатская и обслуживающая представительский корпус деятельность, как и любая другая профессиональная сфера, требует специальной подготовки. В статье речь идет о новом учебнике для представителей законодательной ветви власти.
Ключевые слова: парламентаризм, депутатский корпус, профессионализм, образовательная программа, учебник.
Президент России В.В. Путин в июне 2012 года поддержал инициативу палат Федерального Собрания Российской Федерации о введении в стране профессионального Дня парламентаризма, который теперь ежегодно отмечается 27 апреля.
Современный парламентаризм шагнул из прикладной сферы, прежде всего связанной с функционированием парламентских учреждений, в область системную – практическую, научную, учебную. В современной России парламентаризм в последней четверти века эволюционирует не только как профессиональная сфера организации и деятельности, но и как институт и инструмент совершенствования политической системы[1].
Уровень развития парламентаризма во многом зависит от политического участия граждан. Это связано с их принадлежностью к партиям, другим общественно-политическим образованиям. Но главным качественным показателем парламентаризма выступает не сам факт избрания депутатов, а скорее, депутатская активность в реализации своих полномочий, направленная на достижение именно того общественного блага, что и определяет изменение в лучшую сторону качества жизни в стране.
В сентябре 2015 года будут проводиться выборы почти во всех субъектах Российской Федерации, а в декабре 2016 года – выборы депутатов Государственной Думы. Выборная кампания практически стартовала. Особенностью является тот факт, что в предстоящих выборах может участвовать более 70 партий. В том числе широкий список – 14 партий получили допуск к выдвижению своих кандидатов на льготных условиях, то есть без сбора подписей. Это пять парламентских партий, включая партию «Яблоко», имеющую своих представителей в региональных законодательных собраниях, а также девять партий, давно получивших регистрацию в Минюсте РФ («Правое дело», «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Республиканская партия России – партия народной свободы», «Зеленые – Российская экологическая партия», «Гражданская сила»).
Таким образом, инновационное содержание механизма легитимации власти в стране не только присутствует, но и будет оказывать серьезное влияние на политико-социальную жизнь. Однако остается проблемой качество депутатского корпуса: где партии, да и просто граждане – избиратели смогут отбирать столько профессионально подготовленных людей для формирования депутатских собраний? К сожалению, признак профессионализма пока не вошел повсеместно в число главнейших критериев предварительной оценки служебной деятельности.
Депутатская и обслуживающая представительский корпус деятельность, как и любая другая профессиональная сфера, требует специальной подготовки. Так, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре парламентаризма и межпарламентского сотрудничества уже два года реализуется магистерская программа «Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества». Для обучающихся и будущих кандидатов в депутаты впервые подготовлен профессиональный учебник с учетом требований федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». В учебном издании довольно подробно раскрывается двухсотлетний путь восхождения к парламенту в нашей стране. Рассматривается политико-правовой генезис форм и организационно-управленческое обеспечение развития новой парламентской модели в России с учетом зарубежного опыта. Приложения, рисунки, таблицы структурируют и дополняют фактологический материал о правовых подходах, политическом составе и организационных структурах парламентских учреждений, формировавшихся в России в разные эпохи – от первой модели Госсовета, Государственной Думы Российской Империи, структур советской парламентской системы до современной модели парламента в России. Особое внимание уделено малоизвестным фактам и документам.
Важно также отметить, что для России, как федеративного государства, принципиально важно межпарламентское сотрудничество. Это касается внутригосударственного и внешнего партнерства. В меняющихся условиях мировых политических процессов внешнее (международное) сотрудничество расширяется вместе с возрастанием роли парламентской дипломатии в международных делах. Межпарламентское сотрудничество также обуславливается потребностями координации принятия высших политических решений, повышением эффективности взаимодействия институтов публичного управления и функционирования институтов гражданского общества. Эта тема также присутствует на страницах учебника: раскрыт интеграционный потенциал как палат Федерального Собрания, так и парламентов субъектов Российской Федерации. Издание может быть полезно и рекомендуется магистрантам, аспирантам, преподавателям, а также депутатам всех уровней, руководителям и специалистам парламентских аппаратов, учреждений государственной и муниципальной службы.
[1] Следует вспомнить, что еще полтора столетия назад в буквальном переводе с французского это звучало как «говорильня». В современном понимании эта дефиниция больше относится к «системе правления» с характерным разделением законодательных, исполнительных и судебных полномочий и функций верховной государственной власти. Согласно энциклопедическим подходам, парламентаризм относится к категории, характеризующей роль выборных представительных органов в политической системе, системе политической власти. В современной западной политической науке понятие «парламентаризм» стало упоминаться реже и нередко подменяется «глобальным управлением», хотя подобное определение представляется не совсем точным.