Рекомендуемая ссылка на статью:
ДМИТРИЙ ЭДУАРДОВИЧ ГРИШАНКОВа
аАссоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР)
DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-5-84-92
Аннотация:
Статья посвящена представленному недавно принципиально новому московскому международному рейтингу высших учебных заведений «Три миссии университета» (MosIUR). Его создание инициировано Российским союзом
ректоров и вызвано попыткой устранить существующие в рейтинговании перекосы. Автор подчеркивает, что основные
составляющие оценки университетов – голоса экспертов и цитирование научных работ ученых вуза – заведомо определяют преференции для вузов англоязычных стран. Такой подход значительно снижает позиции российских университетов.
Кроме того, по мнению автора, такой критерий, как влияние университета на развитие общества, вообще не рассматривается составителями наиболее авторитетных и популярных рейтингов. Не является главным показателем качества
университета и качество образования, получаемое его студентами. Причем именно в этой области российские университеты имеют очень сильные позиции – качество образования в российских вузах остается на одном из самых высоких
уровней в мире.
Рейтинг показал, что наиболее успешными можно считать вузы, в которых гармонично сочетаются три основных
составляющих оценивания – образовательная, научная и влияние на общество. Группа критериев «Университет и общество» рассматривалась авторами и создателями рейтинга впервые в мировой практике рейтингования университетов.
Это, по мнению автора, послужит мощным импульсом исследований во всем мире миссии влияния университета на
общество, что можно рассматривать не только как совершенствование глобальных рейтингов университетов, но и как
развитие сферы высшего образования в целом.
Ключевые слова:
рейтинг, университет, общество, миссия, критерий
Дата поступления статьи в редакцию:
19 февраля 2018
Литература:
Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы. Высшее образование в России. 2012. № 8–9.
С. 15–25.
Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во
СГУ, 2012. 291 с.
Костюченко А.П. Российские университеты в международных рейтингах. Молодой ученый. 2017. №22. С. 170–172.
Москалева О.В. Рейтинги университетов и научные журналы. Научная периодика: проблемы и решения. 2014. Том 4, № 4. С. 9–20.
Томсинов В.А. Роль университета в жизни общества. Этнос и право.
2016. № 1. С. 4–8.
Ходырев А. Исследовательский ранжир. О чем может поведать рейтинг лучших вузов в научно-исследовательской сфере деятельности. Бизнес-журнал. 2015. № 11. С. 56–60.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).