Клиентоцентричность государственного контроля: ориентация на баланс интересов сторон

Статьи журналов, Хорошее управление

Рекомендуемая ссылка на статью:
Южаков В.Н., Cпиридонов А.А., Клиентоцентричность государственного контроля: ориентация на баланс интересов сторон // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2023, №2 (142)
, с. 13-28.

Владимир Николаевич Южакова

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Андрей Алексеевич Cпиридоновb

bПравительство Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-2-13-28

Аннотация:
В статье обращено внимание на федеральный закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, который, выделил отдельную категорию среди видов государственного контроля (надзора), а именно – виды контрольно-надзорной деятельности государства (КНД), где конечным, общественно значимым результатом заявлена минимизация риска причинения вреда / ущерба охраняемым законом ценностям (ОЗЦ). Следовательно, в центре внимания усилий по совершенствованию этой категории видов контрольно-надзорной деятельности находится уже не только ставшая привычной забота о снижении административных барьеров и сокращение издержек хозяйствующих субъектов (прежде всего, частных) в связи с проведением в отношении них КНД, но и забота о повышении защищенности охраняемых законом ценностей, в том числе значимых для граждан. Авторы, опираясь на данные двух рядов проведенных РАНХиГС в 2017–2022 годах социологических опросов, отмечают положительные тенденции в реализации обоих векторов клиентоцентичности усилий государства по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности; оценивают положительную динамику внимания государства к каждому из этих векторов и к интересам соответствующих сторон такой деятельности; констатируют сохранение при этом дисбаланса в сторону одной из сторон и отмечают необходимость его снижения в части выравнивания темпов улучшений, в которых заинтересованы стороны КНД.

Abstract:
The article focuses on the federal law on state control (supervision) and municipal control. The law singles out a specific category among types of state control (supervision), i.e., types of state control and supervision activities (CSA), aiming to minimize the risk of harm/damage to legally protected values (LPV). Improving this category of control and supervision is no longer just a matter of the usual lowering of administrative barriers and reducing the costs to business activities (particularly private businesses) associated with state control and supervision but also of improving the security of legally protected values, including those significant to citizens. The study used the data from sociological surveys conducted by RANEPA in 2017-2022. The authors note positive trends in developing both vectors of client-centered state efforts to improve control and supervisory activities and assess the state’s attention to each of these vectors and the concerns of the respective parties to such activities. At the same time, there is still an imbalance in favor of one of the parties. The authors point out the need to reduce this imbalance and to equalize the pace of improvements in which the parties to the state’s control and supervision activities are interested.

Ключевые слова:
контрольно-надзорная деятельность, эффективность, результативность, охраняемые законом ценности, уровень защищенности, социологический опрос

Keywords:
control and supervisory activities, effectiveness, efficiency, legally protected values, level of protection, sociological survey

Дата поступления статьи в редакцию:
7 марта 2023 года

Received:
March 7, 2023

Литература:
Добролюбова Е. И. Качество государственного контроля и регулирования с позиции граждан и бизнеса: основные тенденции. Государственная служба. 2022. № 1(135). С. 29–38.
Добролюбова Е.И. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности на основе оценки мотивации бизнеса к соблюдению требований регулирования. Управленец. 2021. № 2. С. 63–73.
Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И. Реформирование контрольно-надзорной деятельности: результаты с точки зрения граждан и согласно статистической отчетности. Власть. 2021. № 2. С. 170–179.
DOI 10.17803/1994-1471.2023.147.2.021-033. – EDN RLNKEP.
Boholm A. Comparative studies of risk perception: a review of twenty years of research. Journal of Risk Research. 1998. Vol. 1. No. 2. P. 135–163. In English
Keefer P., Rojas A. M., Scartascini C., Valle L.J. Trust to Advance Inclusive Growth. In: Nuguer, V., Powell, A. (Eds.) Inclusion in Times of Covid-19. Inter-American Development Bank. 2020. P. 41–52. In English
OECD. Trust and Public Policy: How Better Governance Can Help Rebuild Public Trust. Paris: OECD Publishing. 2017. In English
OECD. Regulatory Enforcement and Inspections, OECD Best Practice Principles for Regulatory Policy. Paris: OECD Publishing. 2014. In English

References:
Dobrolyubova E.I. Quality of state control and regulation from the perspective of citizens and business: major trends. Gosudarstvennaya sluzhba. 2022. No. 1(135). P. 29–38. In Russian
Dobrolyubova E.I. Improving regulatory enforcement and inspection activities based on evaluation of business motives behind regulatory compliance. Upravlenets. 2021. No. 2. P. 63–73. In Russian
Maslennikova E.V., Dobrolyubova E.I. Reform of control and supervision activities: results from the perspective of citizens and according to statistical reporting. Vlast’. 2021. No. 2. P. 170– 179. DOI 10.17803/1994-1471.2023.147.2.021-033. EDN RLNKEP. In Russian

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *