Медиакоммуникации в системе университетского образования: к постановке проблемы

Пространство образования, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Распопова С.С. , Медиакоммуникации в системе университетского образования: к постановке проблемы // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2023, №3 (143)
, с. 77-84.

Светлана Сергеевна Распоповаа

аМосковский политехнический университет

DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-3-77-84

Аннотация:
В статье предпринята попытка осмысления понятий «информация», «коммуникация», «массовая коммуникация», «СМК», «СМИ», «журналистика» в контексте масштабной трансформации медиа, вызванной появлением новой медийной практики. Проведенный терминологический анализ позволяет сделать вывод о том, что ни одно из существующих понятий не может сегодня отобразить происходящие изменения в медиасреде, что обуславливает появление нового понятия «медиакоммуникации». Представлены разнообразные подходы к толкованию понятия «медиакоммуникации», общим местом в которых является синкретизм индивидуального, группового, массового форматов транслирования информации с помощью различных коммуникативных средств. Процессы, связанные с наметившимися изменениями в стратегии и тактике распространения информации, запустили процесс реформирования профессиональной подготовки специалистов сферы медиа. Методологической основой исследования в рамках данной статьи являются терминологический анализ, направленный на осмысление сущности таких категорий, как «информация», «коммуникация», «СМИ», «СМК», «медиакоммуникации» в новых условиях функционирования медиа, и системный метод анализа образовательных программ по направлению подготовки «Медиакоммуникации».

Ключевые слова:
информация, коммуникация, СМИ, СМК, медиакоммуникации, журналистика, журналистское образование

Дата поступления статьи в редакцию:
9 июня 2023 года

Литература:
Богдановская И.М. Медиакоммуникация. Вестник Герценовского университета. 2011. № 8. С. 77−80.
Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977.
Вартанова Е.Л. Антропология медиа: индустриальный и философский поворот к человеку. Интерес к человеку как тенденция развития науки // Антропология медиа: теория и практика / Под ред. В.К. Мальковой, В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2016. С. 276−299.
Войтик Е.А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия. Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1. С. 26−31.
Винер Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983.
Гришкова В.И. Университетское образование в современном мире. Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=1059
Дунас Д.В. К антропологической теории рассмотрения медиакоммуникации. Медиаскоп. 2009. Вып. 4. http://www. mediascope.ru/issues/250
Землянова Л.М. Журналистика и коммуникативистика. М., 2012.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Издво Моск. ун-та, 1995. Коломиец В.П. Медиакоммуникация в образовательном контексте. Медиаскоп. 2019. № 3. http://www.mediascope. ru/2563. DOI: 10.30547/mediascope.3.2019.2
Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации. Медиаскоп. 2019. № 4. http://www.mediascope.ru/2575. DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.2
Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2004.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006.
Маклюэн М. Понимание медиа. Внешнее расширение человека. М., 2003.
Порва О.Н. Коммуникация как ключевое понятие медиа: современная проблематика, гносеологический аспект. Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 661−663.
Почепцов ГГ. Медиакоммуникация или журналистика: смена парадигмы. Пси-фактор. 2013. https://psyfactor.org/lib/ media-communication-5.htm
Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. М., 2002.
Фаблинова О.Н. Роль «мягких» навыков в условиях инновационного развития экономики. Социологический альманах. 2021. Вып. 12. С. 149−155.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2012.
Шариков А.В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: Материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. К.Э. Разлогов и А.В. Федоров. М.: Рос. ин-т культурологии. 2012. С. 238.
Шилина М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций. Медиаскоп. 2009. Вып. 3. http://www.mediascope. ru/issues/237?page=1
Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.
Ющенко М.А. Средства массовой коммуникации как механизм формирования властью общественного сознания граждан. Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 67−70.
Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры. Вестник университетов. 2016. № 10. С. 261−266.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *